Почему мультимедийные инсталляции популярны
|
Создание и внедрение мультимедийных решений в разных общественных
пространствах может преследовать разные цели. И визуальные, и звуковые
эффекты инсталляций - мощный инструмент воздействия на человека.
Они могут помогать образовательному процессу. Например, в музее экран,
на котором постепенно меняется карта материка или отдельного государства,
помогает нагляднее понять территориальные изменения за определенный
срок. Как расширились или уменьшались земли, какие государства были
едины и как отсоединялись, и так далее.
Также мультимедийные инсталляции могут делать некоторые объекты или
пространства более функциональными. В том же музее можно дать посетителям
возможность полистать древний трактат на электронном дисплее вместо
того, чтобы предоставить доступ к реальной книге, которая не выдержит
большого количества прикосновений. Для детских пространств очень важно
и то, что мультимедийные инсталляции делают образовательный процесс
увлекательнее. Изучать Солнечную систему и космос интереснее, когда
благодаря проектору над головой действительно видно небо и движущиеся
по нему звезды и планеты.
В развлекательных пространствах мультимедийные инсталляции делают
шоу более зрелищным и захватывающим. Например, благодаря голографии,
дополняющей сцену, или световым решениям, меняющим костюм артиста
на глазах у зрителей.
|
Andrew Ruiz
|
Из чего складывается 3D-эффект
|
Эффект полного погружения в инсталляцию и ощущение объема достигаются
при использовании видеомэппинга. Это проекция движущегося изображения
на любую поверхность - от стены до условного автомобиля или даже фонтана.
Сама технология строится просто: сначала на компьютере нужно создать
3D-модель объекта, на который будет направлена проекция. Потом ее
меняют по сценарию представления - двигают, деформируют и так далее.
А затем этот образ проецируют уже на реальный объект. Так появляется
иллюзия его изменения.
Насколько удастся добиться эффекта объема, зависит от того, тщательно
ли проработано положение этой поверхности в пространстве. Важно направить
луч четко на нужный объект, не затрагивая окружающие. В точном позиционировании
проектора помогают лазерные измерительные системы.
Интересный пример впечатляющего 3D - шоу "Imagine" на фонтанах
Dubai Festival City Mall. Проекция направлена на специальные водяные
экраны, и у зрителей создается ощущение, что картинка оживает буквально
в воде или даже над ней. Техническая сторона шоу включает в себя в
первую очередь экраны, лазеры и проекторы Panasonic, а также системы
управления водными и световыми технологиями, которые находятся на
плавучей платформе.
Еще один пример использования проекций на воде - это световое шоу
на пляже Одайба в Токио. Здесь интересно то, что в инсталляции применяют
ИИ, чтобы регулировать движение светового потока в зависимости от
направления ветра и движения людей.
Другой интересный способ создать объем в инсталляции - использовать
2 плоскости, одна из которых - очень тонкая сетка, как на выставках
LUCENT by Takahiro Matsuo. На стену направлена проекция со звездным
небом и астероидом - планетой Маленького Принца. Перед стеной натянута
очень тонкая сетка, на которую направлена другая проекция, со стаей
перелетных птиц. Именно благодаря тому, что сетка едва заметна, у
посетителя выставки создается впечатление, что птицы пролетают где-то
в звездном небе над астероидом, и они объемные, не сливаются с изображением
на стене.
|
Fabio
|
Технические детали: что нужно от подрядчика
|
С одной стороны, большинство мультимедийных инсталляций состоят из
небольшого набора инструментов: это система управления (часто ноутбук
или стационарный компьютер) со специальным ПО, проектор, экран, звуковое
оборудование, сенсоры для контроля движения, подготовленный видео-
и аудио-контент. С другой, сложность не в количестве инструментов,
а в их подборе, настройке, идеальной синхронизации.
Проекторы для видеомэппинга должны быть с очень высоким разрешением
и мощностью (на уровне 20 000 люмен), с минимальной задержкой вывода
изображения. Для инсталляций в ограниченном пространстве важны проекторы
с короткофокусным объективом.
Для крупных инсталляций используют несколько проекторов, чтобы покрыть
всю площадь проекции. Изображение с них нужно "сшивать"
- для это требуется медиа-сервер и специальный софт. Процесс непростой:
нужно сделать так, чтобы посетитель не видел "швов", зазоров
и так далее, поэтому многое зависит от компетенций подрядчика.
Важную роль играет и качество контента. При его создании нужно учитывать,
с какого расстояния и с какой точки зритель будет смотреть на 3D-иллюзию.
Особенно это важно, когда расстояние от зрителя до объекта с проекцией
небольшое - как в инсталляции парижского ресторана "Le Petit
Chef". Представление разворачивается перед гостем на тарелке,
где маленький 3D-шеф ловит омара и тут же его готовит. Отправленное
с проектора видео должно быть в высоком разрешении.
|
Rodolfo Cuadros
|
|
|
Don Kaveen
|
Очень важно, чтобы компания-подрядчик реализовала техническую сторону
вопроса максимально просто и позаботилась об удобстве управления инсталляцией.
Конечный клиент не должен раздумывать о том, каким образом все выстроено,
сколько манипуляций и в какой очередности ему надо произвести, чтобы
все идеально заработало. И что он в этой схеме упустил, если, например,
звук включился с задержкой, картинка не та, и так далее. Чем меньше
"кнопок" клиенту нужно будет нажать, чтобы запустить мультимедиа,
тем лучше.
Почему не все мультимедийные инсталляции
удивляют
|
Хорошая мультимедийная инсталляция погружает в себя зрителя и гостя
пространства, играет с его эмоциями, стимулирует его как-то с ней
взаимодействовать. А чтобы этого добиться, важно понять концепцию
экспозиции, в которую внедряется инсталляция - как дополнительный
или ключевой элемент, и то, как именно экспозиция должна "общаться"
со зрителем, к каким его чувствам должна обращаться.
При разработке проекта важно найти подходящую форму мультимедиа -
аудио, визуальная, сенсорная, одна или несколько. Отталкиваться стоит
от аудитории: кто будет посетителем - дети, молодежь, старшее поколение.
Например, с детьми нужно учитывать их физиологию - рост и вес, большую
значимость игровых механик: то, что можно потрогать (и будет отклик),
интереснее того, что нужно просто слушать или смотреть.
Обязательно нужно продумать роль посетителя в инсталляции, траекторию
его движения по экспозиции, перемещение фокуса внимания. Это поможет
более грамотно распределить ключевые объекты. Например, если посетитель
зашел на выставку, как он будет переходить по залам, с какими картинами
скорее всего захочет взаимодействовать, как именно. Будет ли ему интересно
проследить, как художник писал это произведение - и тогда стоит сделать
соответствующую динамичную инсталляцию. Или ему понравится усиление
эффекта от погружения в экспозицию динамичной сменой картин на полу
и потолке.
Чаще яркие эмоции вызывают мультимедийные инсталляции, с которыми
взаимодействует посетитель. Например, он проходит мимо видеопроекции
с цветами, и у них начинают раскрываться бутоны. Отходит дальше -
они замирают. Такой эффект достигается за счет установки сенсорных
датчиков, улавливающих движение человека и передающих сигнал в центр
управления.
Кроме того, с технической точки зрения инсталляция должна быть понятной
зрителю. Он не должен ходить вокруг условного экрана с изображением
и думать, что ему надо сделать, чтобы картинка поменялась, или можно
ли коснуться какого-то объекта инсталляции, не рискуя все сломать.
Последний по очередности, но не по значимости момент, - это техническое
исполнение инсталляции. Важно подобрать качественные продукты и приемы
для ее реализации, чтобы эмоции зрителя не разбавлялись раздражением
из-за дергающейся или плохо совмещенной картинки (отправленной с разных
проекторов на одну плоскость), из-за звука с помехами и так далее.
В идеале зритель вообще не должен понимать, как из чего сложилась
инсталляция - на первый план должны выходить его чувства и ощущения.
Но самое главное, работая над мультимедийной инсталляцией, не использовать
технологии хаотично и бесцельно. Не нужно брать все популярные сегодня
инновации, "чтобы было". Впечатляет не технология, а работа
с ней. Важно продумать смысл и цель применения всех инструментов,
концепцию инсталляции. Особенно когда речь не про простое уличное
украшение, а часть экспозиции в музее, театре или ресторане.
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|