Российская академия художеств представляет выставочный проект известного
казанского графика, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан,
почётного члена РАХ Александра Михайловича Артамонова. Экспозиция
"Alter Ego. Графика +" продемонстрирует более 100 листов,
созданных за последние 12 лет, часть из которых публике предстоит
увидеть впервые. Это произведения, раскрывающие яркую индивидуальность
автора, сочетающие классические и новейшие методы работы в различных
техниках печатной графики, которые отражают мастерское владение,
как штриховым офортом, так и его разновидностями - акватинта, мягкий
лак, прямое травление. Техническая изощренность графики, связанная
с глубоким философским отношением к предмету, побуждает к размышлениям
о судьбах и маленького человека, и стран, и цивилизаций, о вечных
духовных ценностях.
Александр Артамонов - художник аналитического склада, который не
просто изображает окружающий мир или выражает свои эмоции, но и
исследует основы бытия, обращаясь к поискам внутренних взаимосвязей
предметов и событий, погружаясь в глубины человеческой - личной
и исторической, - памяти. Он вырос и сформировался как график в
Казани. Родной город стал для художника одним из важнейших источников
вдохновения. В серии офортов "Казанские аптеки" (2014)
автор изображает архитектурные и культурные объекты, ставшие своеобразными
воплощениями истории города. Принцип обратной перспективы изменяет
нашу точку зрения, позволяя "войти" в пространство, насыщенное
и вполне конкретными, и метафизическими образами, рождающими ощущение
тайны. Особое место в его творчестве занимает Свияжск, с которым
был тесно связан определенный этап жизни мастера. Выполненные там
многочисленные листы, такие как "Свияжский переплет" (2015),
"Свияжский указатель" (2016), "Свияжский ангел"
(2019), "Ковчег" (2019) зритель также сможет увидеть в
экспозиционном пространстве академических залов. Художник создает
сложное, многоуровневое и многозначное пространство, объединяющее
приметы островного быта, прошлую и современную мифологию исторического
города.
С 2015 года график неоднократно посещал Италию, которой посвятил
работы из цикла "Страсти по Верчелли" (2018). Именно в
них переплелись впечатления от первой поездки в средневековый полис,
который позволил понять и прочувствовать не туристическую, а подлинную
Италию с её неторопливым ритмом жизни, радушными жителями, смешением
эпох и стилей, историческими и художественными ценностями. В серии
"Итальянский лабиринт" (2019) автор отражает свое восприятие
хрестоматийных архитектурных памятников, демонстрируя два подхода
к интерпретации городского пространства: в цикле "Флорентийский
маршрут" оно раскрывается как бы изнутри, через предметный
мир, наполненный сложной символикой и личными воспоминаниями, а
в цикле "Римский параграф" - через монументальность, передающую
характерный узнаваемый облик.
Религиозная тема отражает сложные поиски истины не только самим
художником, но и всем его поколением. В произведениях "Пророк"
(2018), "Разговор с ангелом" (2012), "Литургия"
(2018), "Давид и Урия" (2023), "Братский корпус 1
(Шествие праведных)" (2023) происходит осмысление христианских
догматов, Священного писания, тернистого пути к вере. Он также обращается
к истории принятия ислама древними булгарами, предками современных
татар, как к одной из основных религий в Татарстане. "Халат
Ибн Фадлана" (2018) - работа, состоящая из двух частей, - позволяет
представить средневекового арабского писателя, одетого в халат,
который несет на себе следы долгого и опасного путешествия из одной
части света в другую. Автор создает образы виденных в пути диковин
и сотоварищей по посольству, упокоившихся навек в чужих краях или
вернувшихся домой, не выдержав тягот путешествия или испугавшись
грозящих опасностей.
Александр Артамонов стремится постигнуть основы и беспредметного
искусства. В серии "Недосказанность" (2017) он выводит
на бумаге лапидарные формулы, вмещающие в себе многообразие мира
и совершенство художественного высказывания. В серии "Городской
лексикон" (2019) со свойственной ему назидательностью он соединяет
дидактику исторических артефактов с игрой форм, ритмов и фактур,
вовлекая зрителя в драматургию плоскостно-пространственных построений,
следующих конструктивной схеме классического контрапоста.
|
А.М.Артамонов. Ковчег. 2019. Офорт, открытое
травление, 2 доски. 39,5х56,5 . Собственность автора
|
Специально для выставки художник создал несколько серий в смешанной
технике, выходящей за пределы искусства графики. Он использует такой
материал, как поталь, позволяющий ему передавать и загадочное мерцание
старого золота, воплощающего божественный свет, и сверкание медной
посуды, олицетворяющей неторопливый уклад прошедших эпох ("Подражая
Шардену", 2023; "Станция. 2960-й км", 2023; "Натюрморт
с чайником", 2023).
Экспозиция уникальна не только в смысле подбора работ, но и в отношении
самих произведений, так как, несмотря на то, что гравюра по определению
является тиражным видом искусства, экспонируемые листы в большинстве
своем представляют собой авторские оттиски, существующие в единственных
экземплярах, отражающих эксперименты в цвете, в печати. Одним из
любимых художником приемов является коллаж, и он привносит в свои
композиции разнообразные предметы и материалы - обложки и обрывки
страниц старых книг, кусочки картона и ткани, значки и металлические
пластины, которые он собирал годами и бережно хранит в своей мастерской,
как знаки утекающего времени. Соединяя в одном листе оттиски с разных
досок, изначально не предназначенных для этого, мастер вкладывает
новые коннотации в свои сюжеты и композиции. Ему также удается достичь
разнообразия фактур самими офортными техниками, воспроизводя методом
прямого перевода обложки старинных изданий и тексты из них, передавая
особенности старых шрифтов, изношенность картона, потертость страниц.
Владение разнообразными графическими техниками обеспечивает художнику
широкое поле для экспериментов, для воплощения его нетривиальных
идей.
|
А.М.Артамонов. Поцелуй. 2016. Линогравюра,
поталь. 80х80. Собственность автора
|
Изображения предоставлены пресс-службой Российской
академии художеств
Тел.: 8 (495) 637-47-71
Сайт: rah.ru
-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного
мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных
целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь
напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом
-----------------------------------------
|
|