|
Архитектурное освещение городов России |
|
||||||||
|
|||||||||
Учесть все особенности каждого города климатические, исторические, социальные, – и сгладить потенциальный вклад в световое загрязнение специалистам сегодня помогают не точечные решения, а комплексные мастер-планы. Найти такие примеры можно и в России – причем далеко не только в столичном регионе. В столице Золотого кольца, Ярославле, свет помог с маршрутизацией туристических потоков. Он связал между собой главные направления и самые популярные улицы по принципу нейронной сети. Маяками в этом броуновском движении стали главные исторические достопримечательности города. Благодаря большому количеству установленных на них световых элементов, яркие, светящиеся доминанты выделяются на фоне мягко подсвеченных маловысотных улиц. К своему 800-летию единой концепцией обзавелся и Нижний Новгород. Новый мастер-план не только "осовременил" освещение города, но и помог расставить нужные акценты. Одним из смысловых центров стал самый старый мост – Канавинский. Его оборудовали специальной системой светодинамической подсветки, для которой заложили несколько сценариев в расчете на разные поводы – от плавных градиентных переливов до ярких шоу-контентов. Популярную у туристов Нижне-Волжскую набережную украсили несколько тысяч светильников, нацеленных на отдельные элементы главной набережной города. Собрать образ воедино помогла общая цветовая температура белого свечения. В Рыбинске сочетание двух вариантов освещения позволило создать парадную
подсветку одного из главных архитектурных памятников города – здания
новой хлебной биржи. Установленные на специальных стойках светильники
позволили залить большую его часть ровным светом и при этом не навредить
ценной рельефной плитке, украшающей фасад. Акценты расставили в свободных
от плитки местах с помощью закрепленных уже на самом здании светильников.
Их окрасили в цвет стен, современные светодиоды позволили сохранить
естественный оттенок исторического фасада. Эти же технологии были
использованы на другой достопримечательности города – самой высокой
в Европе пожарной каланче, – чтобы добиться максимальной естественности
освещения.
В Орле светодиодные светильники, установленные на фасадах исторических и административных зданий, своим теплым светом возвращают к образам орденов и знамен в городе воинской славы – одновременно напоминая о его истории и делая современный город более дружелюбным и доступным для жителей в ночное время. Промышленной столице России, Челябинску, работа над мастер-планом по освещению нескольких центральных улиц и мостов, напротив, подарила возможность выступить в новой ипостаси. Созданию единой концепции неизбежно предшествует тщательное изучение местности. В процессе такого знакомства с городом специалисты увидели за суровым промышленным фасадом уютное купеческое прошлое: изящные особняки и храмы. Смягчила образ и подсветка малых форм на набережных. В Мурманске с помощью современных технологий освещение семи пилотных туристических объектов города тематически "поженили" с переливами северного сияния – главной природной достопримечательности Заполярья. Освещение городов севера и Сибири, отличающихся особенно суровым
климатом – отдельная задача, актуальная для России. Как и в Мурманске,
в одном из старинных городов Приангарья – Иркутска, – разработка общей
концепции включала не только творческие решения, но и подбор систем
электроснабжения, освещения, крепления и размещения блоков питания,
способных выдержать специфических погодные условия.
Законодателем моды в вопросах освещения остается Москва. Она не первый год входит в пятерку самых освещенных городов мира, соперничая с Токио, Парижем и Нью-Йорком. Серьезный скачок в развитии светового оформления столицы произошел в последние 10–15 лет: если на первых порах оно носило, как это часто бывает, характер несколько хаотический, то в последние годы оформилось в довольно стройную концепцию. Неудивительно, что город конкурирует с крупнейшими мировыми экономическими и туристическими центрами. За эту атмосферу вечного праздника Москве, как и другим мегаполисам, приходится платить – достаточно посмотреть на карты светового загрязнения или даже на снимки из космоса, чтобы увидеть пятно светового загрязнения в центре города.
Но и сделано было немало: с центральных улиц исчезли броские элементы неоновой рекламы; собственное, выдержанное в едином стиле оформление получили главные достопримечательности и архитектурные доминанты города: Лужники, Сити, ВДНХ. Отреставрированная не так давно ВДНХ заслуживает особого внимания. Здесь благодаря использованию современного оборудования удалось учесть особенности разноплановых павильонов. Например, сложную кружевную лепнину "Дома ремесел" выделили с помощью телескопических кронштейнов – они компенсировали неровные точки расположения источников света. Такие кронштейны позволяют в режиме реального времени регулировать пучок раскрытия светового потока. Благодаря им удалось избежать световых пятен или "ожогов" на фасаде 1950-х годов. Павильону №33 не потеряться рядом с соседним "Космосом"
помогает использование заливающего света на фасаде, яркость которого
регулируется с помощью юстировки оборудования.
Постоянное взаимодействие с природой становится хорошим тоном в освещении. В Судаке такой подход помог решить задачу по освещению расположенного на побережье арт-кластера "Таврида". Все постройки там стоят на сваях, чтобы не навредить местной природе. По этой же причине подняты над землей и переходы между ними. Добавьте сюда вечерний вид на море, который нельзя нарушить лишним световым шумом. Осветить и территорию, и здания удалось с помощью большого количества грунтовых светильников, установленных близко к настилу и сваям зданий. Для придания воздушности архитектуре каждого из более чем 20 находящихся на территории кластера строений применялся свет с эллиптической линзой узкой оптики. Более востребованным в регионах становится ландшафтное освещение, ориентированное исключительно на подсветку природных зон. В Череповце более 400 новых световых приборов помогли зонировать территорию популярного парка "Серпантин". Спокойный свет сопровождает прогулочные зоны для пешеходов, более яркий – игровые пространства, собственные источники света предусмотрены даже для растений, которые высаживают в обновленном парке.
Вряд ли в ближайшее время снизится зависимость наших городов от света – роль освещения будет продолжать расти не только в мегаполисах, но и в небольших населенных пунктах. Ни в России, ни в мире сегодня нет однозначного ответа на вопрос о том, как снизить в таких условиях световое загрязнение. Зато есть понимание, как минимизировать потенциальный вред. Сделать это можно, если подходить к процессу освещения продуманно. Реализовывать не хаотические сценарии, а действовать на основе единых мастер-планов, которые позволят решать задачи эффективно: без лишних шагов и дополнительных трат. Искать оптимальные варианты, которые позволят добиться минимального светового следа. В конце концов, современный яркий город – не тот, который ослепляет, а тот, в котором найден нужный баланс между комфортом жителей и шоу-составляющей. И здесь, конечно, очень важен творческий подход к использованию самых современных технологий.
|
|||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||