|
Широкая типология зданий и пересмотр границ в архитектуре - как работает лауреат Притцкеровской премии 2024 Рикэн Ямамото |
|
||||||||
Рикэн Ямамото. Фото © Tom Welsh |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ямамото родился в 1945 году в Пекине в японской семье. Его отец, работавший инженером, ушел из жизни всего через 4 года. В память о нем Рикэн Ямамото хотел тоже стать инженером, но впоследствии нашел собственный путь и связал свою жизнь с архитектурой. Ямамото окончил факультет архитектуры Университета Нихон в 1968 году и получил степень магистра архитектуры Токийского университета искусств в 1971 году. В 1973 году он основал свою практику Riken Yamamoto & Field Shop. После окончания учебы и первые годы практики архитектор много путешествовал, и это во многом повлияло на формирование его творческих принципов. В 1972 году он проехал по побережью Средиземного моря, посетив Францию, Испанию, Марокко, Алжир, Тунис, Италию, Грецию и Турцию. Два года спустя Ямамото побывал в Лос-Анджелесе, Мексике, Гватемале, Коста-Рике, Колумбии и Перу. А затем предпринял аналогичную экспедицию в Ирак, Индию и Непал и пришел к выводу, что идея "порога" между общественным и частным пространством является универсальной. "Я понимаю, что прежняя система архитектуры была создана для того, чтобы мы могли найти свою культуру. Но деревни разных народов были разными по своему внешнему виду, однако их устройство было очень похожими", - вспоминает архитектор. Исследовав корни и историю общественной жизни разных народов, Ямамото загорелся идеей внести свой вклад в модернизацию современного города посредством архитектуры. Его здания часто имеют модульную структуру и довольно простую форму, но за счет планировочных решений в них размываются границы между общественным и частным измерениями, что способствует общению людей, их спонтанным и запланированным встречам. "Ямамото предлагает, а не навязывает это общее измерение посредством сдержанных, но точных архитектурных вмешательств. Включая пространства для совместной деятельности внутри, в дополнение к основной функции своих зданий и даже независимо от нее, он позволяет им интегрироваться в повседневную жизнь сообщества, а не возникать только в исключительных обстоятельствах", - говорится в заявлении жюри. На протяжении своей карьеры, охватывающей пять десятилетий, Рикэн Ямамото намеренно стремился проектировать самые разные типы зданий от частных домов до жилых комплексов, от небольших школ до крупных университетов, от библиотек до аэропортов. Вспомним самые яркие из них. Gazebo, 1986 год, Япония Собственный дом архитектора часто является наиболее характерным отражением его творческих принципов. Резиденция Рикэна Ямамото в городе Иокогама построена в 1986 году. На каждом этаже дома предусмотрены открытые террасы, чтобы хозяин, выходя на них, мог беседовать с соседями. Такая планировка стала ответом на расширение в районе дорожной сети, в результате чего на смену небольшим домам пришли многоэтажные здания, что уменьшило возможности общения членов местного сообщества.
"Прозрачность" - еще одно ключевое для архитектуры Ямамото понятие. Речь идет о размытии границ между внутренними и внешними пространствами. В здании пожарной части Hiroshima Nishi этот принцип доведен до абсолюта. Здесь помимо стеклянных фасадов предусмотрено большое количество прозрачных внутренних стен и полов между этажами. Прохожие могут беспрепятственно наблюдать снаружи за тренировками пожарных или посетить обзорную экскурсию, чтобы подробнее узнать об их работе. "Благодаря своей открытости пожарная часть играет очень важную роль в формировании местного сообщества", - отмечает архитектор.
Жилой комплекс Jian Wai SOHO, 2004 год, Китай Ямамото не забывает об общественных пространствах и при проектировании масштабных жилых комплексов. В частности, в ЖК Jian Wai SOHO, построенном в Пекине, рядом с девятью жилыми многоэтажками находятся четыре дома меньшей этажности и смешанного назначения. В них помимо квартир находятся офисы. Эти четыре архитектурных объема располагаются на трехэтажном подиуме, где много магазинов и других коммерческих помещений, и соединены с близлежащей площадью Тяньаньмэнь обширным общественным садом.
Художественный музей Yokosuka, 2006 год, Япония Музей является одним из самых известных в мире проектов Ямамото. Ключевая особенность здания заключается в том, что его извилистый входной маршрут повторяет формы окружающего залива и гор. Здесь отчетливо прослеживается стремление архитектора максимально органично вписывать здания в окружающий ландшафт. Со смотровой площадки на крыше и из ресторана с панорамным остеклением открывается живописный вид на окрестности, а большинство выставочных пространств находится под землей.
Библиотека Tianjin, 2012 год, Китай Иногда создание стеклянных фасадов сопряжено со значительными сложностями эксплуатации. Например, для защиты такого фасада Тяньцзиньской библиотеки от песчаных бур Ямамото предусмотрел специальные каменные жалюзи. Среди других ключевых особенностей проекта - сложное пересечение разных уровней и гигантский вестибюль, доступный с обеих сторон здания. Это один из самых масштабных проектов новоявленного лауреата Притцкеровской премии. Площадь здания составляет 55 тысяч квадратных метров, а фонд библиотеки составляет около 6 миллионов книн.
Комплекс The Circle в аэропорту Цюриха, 2020 год, Швейцария Большинство проектов Рикэна Ямамото реализованы в Японии, Китае или Южной Корее. Но есть в портфолио архитектора и здания, построенные в Европе. Одним из них является комплекс The Circle в аэропорту Цюриха. Его прототипом стал исторический город с его сетью небольших улочек, выходящих на масштабные площади. Благодаря такой планировке комплекс общей площадью более 250 тысяч квадратных метров сохраняет близость человеческому масштабу. Здесь, как и во многих проектах Ямамото, не обошлось без большой площади остекления, которое частично предусмотрено даже на кровле.
Университет Nagoya Zokei, 2022 год, Япония Один недавно завершенных проектов Ямамото - Университет Nagoya Zokei.
Его центральный элемент - масштабное открытое пространство на верхнем
этаже площадью 88 квадратных метров. Пространство задумывалось как
гибкая студия для студентов разных курсов. Под ним находятся библиотека,
галерея и кафе, окруженные решетчатым фасадом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||