Центр вулканизма расположен в горах Шэн Де Пюи (Chaine
des Puys) во французском регионе Овернь, который является самой крупной
вулканической местностью в Европе. Инициативу о создании "Вулкании"
выдвинул французский вулканолог Морис Крафт, а патронировал проект бывший
президент Франции Валери Жискар д'Эстен (из-за его участия, а также
финансовых потерь и вопросов экологов проект неоднократно подвергался
критике с самого начала).
Строительство комплекса велось в 1994-2002 годах. Таким образом, "Вулкания"
- один из самых последних примеров постмодернистской архитектуры. Зданию
характерны узнаваемые приемы Ханса
Холляйна, лауреата Притцкеровской премии (1985), одного из ведущих
представителей постмодернизма.
В парке "Вулкания" посетители совершают путешествие к центру
нашей планеты и узнают о положительном влиянии вулканизма на Землю.
В комплексе есть миниатюрный искусственный вулкан, гейзер установка
(кратер извергает воду), подземный вибрирующий кинотеатр (4-D), а также
рестораны, большие IMAX кинотеатры, научно-исследовательские и конференц-залы,
территория парка. Три четверти построек погружены под землю. Посетители
приближаются к "метафорическому Вулкану", спускаясь по длинному
пандусу в сторону конической структуры.
Отличительные остроты Ханса Холляйна основаны на исторических цитатах.
Подземная конструкция является отсылкой к офортам "Ад Данте",
научно-фантастическому роману Жюля Верна "Путешествие к центру
Земли", а также к двум проектам музеев - в Мёнхенгладбахе (1982)
и в Зальцбурге (проект музея Гуггенхайма от Ханса Холляйна не реализован,
1990).
В проекте "Вулкании" Холляйн развил свои идеи о том, что "форма
не следует за функцией" (о чем он заявлял с 1960-х годов), и сумел
расширить визуальный словарь архитектуры. В основе комплекса лежит смелая
форма вулкана, упрощенного до геометрического конуса. Фасад из каменных
плит (застывшая лава) прикрывает пламенно золотой интерьер. Под искусственным
вулканом, в расщелине, образованной застывшими потоками лавы, находятся
подземные уровни комплекса (галереи, американские горки и симулятор
извержения), занимающие примерно 60 процентов от общей площади комплекса
в 16 151 м2.
Трещина, разделяющая конус на две части, является повторяющимся мотивом
в творчестве Холляйна.
Архитектор часто нарушал фасады своих зданий с целью создания целенаправленных
недостатков (помимо "Вулкании", к примеру, еще и в ювелирном
магазине Schullin I в Вене).
Статья подготовлена Павлом Кузнецовым для ARCHITIME.RU
по материалам: мinhabitat.com и dezeen.com
|