Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

 
 

С 28 января по 14 апреля 2020 года в 19:00 в преддверии 85-летия Московского метрополитена в Музее архитектуры имени А. В. Щусева пройдет цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте". Цикл будет включать в себя 12 лекций о феномене столичного метро и о культуре подземного транспорта в мире.

 
 

О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ

15 мая 1935 была запущена первая линия метро в Москве, а совсем недавно, 21 ноября 2019 года, в Москве появились Центральные диаметры. Лекторы Музея архитектуры вернутся к истории возникновения метро в СССР, проанализируют современную архитектуру метрополитена и дадут прогноз того, каким будет подземный транспорт в ближайшем будущем.
Метро в современном мире – это обыденный вид транспорта, однако как он появился? На лекциях посетители познакомятся с таким термином, как "внеуличный городской транспорт", а также узнают о первых проектах такого транспорта в мире. Лекторы Музея архитектуры рассмотрят вопрос преемственности традиций первых мировых станций внеуличного транспорта в проектах первых станций метро СССР.

Немногие знают и о том, что первые проекты создания внеуличной городской железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами в то время, так и остались на бумаге.

Цикл также коснется изменений в архитектуре Московского метро во время смены эпох в СССР. Смена политических ситуаций в стране каждый раз задавала новые тенденции в дизайне метрополитена. Разнообразие первых тринадцати станций метро, например, в курсе лекций будет рассматриваться как начало обращения к "классическому наследию" в советской архитектуре. Лекторы обратят внимание на дворцовое убранство метро в сталинскую эпоху и на унификацию архитектуры в эпоху "оттепели", а также расскажут о «третьем пути» в проектировании московского метро 1960-80-х годов. И, наконец, в ходе лекций будут описаны неоднозначные архитектурные решения рубежа XX-XXI веков, постсоветского времени.

Слушатели лекций смогут узнать об архитектуре метрополитена в других городах. Спустя 20 лет после открытия метро в столице, реализовывается проект альтернативного метро в Ленинграде. Затем внеуличный городской транспорт появляется в городах союзных республик, и только в 1980-х - начале 90-х метро возникает в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге.

Последние лекции цикла будут посвящены современному облику метро в зарубежных странах и о современной системе архитектуры метрополитена в Москве. Слушатели узнают об инженерах, которые создают проекты метрополитена сейчас, и о воплощении новых архитектурных стилей в дизайне метро.

В качестве лекторов цикла выступят авторы проекта "Ещё раз про метро": Дмитрий Сергеевич Гончарук — краевед, историк архитектуры, специалист по истории общественного транспорта Москвы в XX веке, а также Александр Александрович Змеул - кандидат исторических наук, специалист по архитектуре метро, главный редактор интернет-издания arch:speech.

ПРОГРАММА ЦИКЛА:

28 января в 19:00 - Что такое метрополитен?

Что вообще такое внеуличный городской транспорт, откуда он взялся и как устроен? Первая в мире лондонская подземка заработала в 1863 году, то есть более чем за 70 лет до открытия московского метро. За этот период в мире было создано почти два десятка систем, некоторые из них значительно повлияли на создание московского метро - это метрополитены Берлина, Парижа, Лондона. Что из иностранного опыта заимствовали, а что отвергли советские инженеры и архитекторы?

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

 

4 февраля в 19:00 - Начало. Проекты московского метро

Первые проекты создания внеуличной городской железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Их появление явилось закономерным следствием стремительного развития города в промышленную эпоху. Транспортная инфраструктура Москвы начала развиваться вслед за строительством железнодорожных линий и вокзалов, на рубеже XIX-XX веков к ним прибавились трамваи и малое кольцо железной дороги, решавшие не только транспортные задачи, но и украсившие город прекрасными сооружениями. Резкий прирост населения Москвы после Октябрьской революции грозил настоящим транспортным коллапсом. Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами, так и оставались на бумаге. О том, почему это происходило и какие решения предлагали инженеры и архитекторы, и пойдёт речь на лекции.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

11 февраля в 19:00 - 1935. Первая линия московского метро

Пусковой участок московского метрополитена построили в рекордные сроки - за четыре года. А архитектурный образ 13 первых станций и вовсе был сформирован за год. К созданию станционных залов и входных павильонов привлекли архитекторов разных поколений и школ. Среди них были: Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский, Иван Фомин, Алексей Душкин, Георгий Крутиков, Иван Таранов и Надежда Быкова. Удивительное стилевое разнообразие тринадцати станций первой очереди объяснялось и поисками архитектурного образа метро, и начавшимся поворотом советской архитектуры к "освоению классического наследия".

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

18 февраля в 19:00 - "Самое красивое в мире". Архитектура московского метро сталинской эпохи

Сталинскую эпоху – 1930 - 1950-ые годы принято считать "золотым веком" в архитектуре московского метро. При этом понимание "дворцовости" эволюционировало и формировалось на протяжении 20 лет. После довольно сдержанных станций первой очереди, которые проектировались в переходный момент советского искусства от авангарда к соцреализму, на второй произошла вспышка ар деко, пространство станционных залов перестало восприниматься как единое целое из-за обилия декоративных деталей. А уже на станциях, открытых в годы Великой Отечественной войны, безоговорочно воцарилась монументальная торжественность. Её апофеозом оказалась Кольцевая линии, на станциях которой архитекторы словно соревновались, чей проект роскошнее.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

25 февраля в 19:00 - Ленинград: Альтернативный проект

В 1955 году, спустя 20 лет после открытия московского метрополитена, своя подземная транспортная система появилась и в Ленинграде. Непростые гидрогеологические условия определили особенности второго в Советском Союзе метро. С самого начала ленинградские архитекторы постарались выработать особый, отличный от московского, строгий стиль - и это у них получилось. Не отставали и инженеры, разработавшие новые типы станций – "горизонтальный лифт" и "ленинградский односвод".

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

3 марта в 19:00 - "Типовое - значит лучшее". Архитектура московского метро
эпохи оттепели

Постановление о борьбе с излишествами в архитектуре 1955 года в значительной мере коснулось облика метрополитена. От проектирования подземных дворцов пришлось перейти к жесткой функциональной архитектуре, основанной на унификации. Сначала экономия отразилась на наземных вестибюлях, для которых использовали проект повторного применения, а затем выразилась в попытке строительства наземного метро. Символом этого периода стала эффектная станция "Ленинские горы", а настоящей приметой времени - колонные станции мелкого заложения, прозванные "сороконожками".

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

10 марта в 19:00 - "Третий путь". Архитектура московского метро брежневский эпохи

В конце 1960-х начале 1970-х был объявлен так называемый "третий путь" в проектировании московского метро. Его два постулата - индустриализация строительства и индивидуальный облик станций, остаются ключевыми и по сей день. Для центральных станций города архитекторы ищут новые репрезентативные образы, а на окраинах пытаются создать разнообразие при помощи двух конструкций - колонной и односводчатой. Период 1980-х годов - это еще большее стилистическое разнообразие, а в отдельных образах станций проявляются черты постмодернизма, робко и с запозданием проникшего в советскую архитектуру.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

17 марта в 19:00 - Тринадцать. Метро в городах СССР

Вслед за Москвой и Ленинградом, с 1960-х годов метро появляется и в других городах союзных республик - Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване, Харькове, Ташкенте, Минске. Приемы и традиции, заданные московским и отчасти ленинградским метрополитенами, пытались обогатить национальными мотивами. Системы, открытые в 1980-х - начале 90-х в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге (а также Волгоградский метротрам), стали результатом поиска ответа на вопрос, каким образом должно выглядеть "нестоличное" метро, и в некоторой степени подводили итог поискам архитектурного образа советского метрополитена в целом.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

24 марта в 19:00 - В зоне турбулентности: Архитектура московского метро в постсоветскую эпоху

Для российской архитектуры рубеж XX-XXI веков оказался временем сложных и противоречивых поисков ответов на разные вопросы, главный из которых - как совместить традиции и современность. Всё, что происходило в архитектуре московского метро, особенно во второй половине 1950-х - 1980-х годах - идеи, решения и приемы, в постсоветское время получило свежее прочтение и звучание.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

31 марта в 19:00 - Сегодня в мире. Современная архитектура зарубежного метро

Объекты метро и скоростного внеуличного транспорта по всему миру постепенно перестают быть сугубо утилитарными сооружениями - это тренд, который когда-то задал именно московский метрополитен. Зачастую яркая, иконическая архитектура метро, наряду со зданиями музеев, аэропортов, небоскребами, становятся элементом развития региональной идентичности и туристического потенциала. К проектированию метро привлекаются звезды современной архитектуры - Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид и многие другие.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

7 апреля в 19:00 - Продолжение следует. Архитектура московского метро ближайшего будущего

Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые, в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро - Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы и будут даны на лекции.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

14 апреля в 19:00 - Выход в город. Взаимодействие метро с городским и природным ландшафтом

Метро - это не только транспортная система, но и важный элемент городского ландшафта. Наземные линии и станции, входные павильоны, технические сооружения, например, вентиляционные киоски или электроподстанции, депо - стали неотъемлемой частью архитектурного образа современного города. На лекции мы рассмотрим различные принципы взаимодействия метрополитена с городским ландшафтом, как урбанизированным, так и природным, проследим развитие этой темы в России и других странах мира.

Цикл лекций "Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте"

Стоимость билетов:

Лекционный билет – 400 руб.
Льготный лекционный билет – 200 руб.

Билеты поступают в продажу в день лекции за час до начала.

Использованы изображения из ресурсов wikipedia.ru и pixabay.com

 

Контакты:

Справки по телефону:
+ 7 (495) 697-38-74
e-mail: pr@muar.ru

 
 
Адрес:

Музей архитектуры им. Щусева,
Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25, Внутренняя анфилада
(Метро: "Библиотека им. Ленина", "Арбатская", "Александровский сад")
 
Сайт: muar.ru
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru