Мастерская уже более 10 лет занимается созданием выставочных
конструкций, мультимедиа комплексов, арт-пространств, декоративных и
бутафорских объектов любой сложности, выполняет полный цикл проектирования
- от создания музеев с нуля до организации торжественного открытия нового
музея или выставки. В работе задействована большая команда: это дизайнеры,
художники, технические специалисты, историки, специалисты по работе
с контентом и мультимедиа. Развитие технологий идет быстрым ходом, и
почти год назад в структуре появился отдел 3D-моделирования и 3D-печати.
|
Фото © Вадим Францев
|
|
|
Фото © Иван Тихонов
|
"Мечта развивать направление 3D-моделирования
и 3D-печати родилась достаточно давно, - рассказывает Иван, -
Скоро будем отмечать год, как мы погрузились в мир 3D-технологий вместе
с интегратором 3D-оборудования "Цветной мир". Сейчас мы можем
сами изготавливать объекты любой сложности. Острая потребность в трехмерном
моделировании и покупке 3D-оборудования почувствовалась в процессе создания
экспозиции для "Музея военной формы". Макеты оружия, которые
нам необходимо было воспроизвести, относились к современному вооружению
и поэтому схемы, механизмы были засекречены. Пришлось самим моделить
их по фотографиям. Для этого обратились к разным подрядчикам, которые
на фрезерных станках делали нам макеты. Мы посчитали экономику проекта
и поняли, что иметь собственное производство гораздо удобнее и дешевле".
3D-печать памятников советским
воинам |
Первым реализованным проектом, где мастерской очень
пригодилась 3D-печать, стала экспозиция в парке "Патриот".
К юбилею Победы там была создана масштабная экспозиция "Дорога
памяти". Для зала, посвященного освобождению Европы советскими
войсками, на 3D-принтере было напечатано 10 памятников героев-освободителей.
По фотографиям памятников были созданы модели для печати. Работа пришлась
на самый разгар карантина, и ни о каком сканировании монументов в других
странах речи не шло. Сроки работ были очень сжаты: с момента первого
обсуждения с клиентом до открытия выставки прошло всего 5 недель. За
это время были сделаны модели, подготовлены к печати, напечатаны и обработаны.
Пост-обработка сделала из пластика настоящие уменьшенные копии, передав
фактуру и цвет материала.
Первыми 3D-принтерами стали профессиональные модели
Raise3D Pro 2 и Pro2 Plus. В команду наняли сотрудника для моделирования
и 3D-печати, который быстро во всем разобрался. Как говорит Иван, в
3D-печати действительно есть свои нюансы и технически подкованному специалисту
будет проще понять процесс, но при желании любой человек с помощью инструкции
может быстро овладеть мастерством 3D-печати.
|
С освоением и внедрением технологии поняли, что арсенал необходимо дополнить
принтерами среднего размера, и приобрели 8 моделей FlashForge Guider
II. Все принтеры очень надежные, качественные, хорошо и быстро печатают.
Также есть один фотополимерный принтер Phrozen Sonic Mini 4K для печати
мелких деталей и макетов. Как оказалось, без них тоже не обойтись, так
как они не "полосят" и выдают идеально гладкую поверхность,
по итогу получается уже готовое изделие, не требующее дополнительной
обработки. Особенно это важно для макетов с мелкой детализацией. Как
раз, когда делали памятники советским воинам, фотополимерного принтера
еще не было, и всю мелочевку приходилось делать руками.
До покупки 3D-принтеров для выполнения аналогичных задач
размещали заказы на печать в других компаниях, а также использовали
ЧПУ-станки у партнеров, но это было очень долго, дорого и неудобно.
Значительно проще самим печатать необходимые изделия.
"В музеях часто требуются реплики экспонатов или увеличенные
копии для экспозиции. Например, увеличить медаль, средневековую монету
или сделать арт-объект, связанный с оружием. Теперь все это делается
в закрытом цикле. Мы не зависим от других исполнителей и можем экспериментировать".
К примеру, больше нет необходимости каждый раз обращаться к скульпторам
для создания декоративных барельефов, их можно просто напечатать.
Также неотъемлемую часть работы, выполняемую на 3D-принтерах, составляет
прототипирование. В Музее военной формы при создании экспозиции Детского
музея печаталось очень много экспонатов в нужном масштабе: предметы
интерьера, подводные лодки, самолеты, военная техника. Помимо этого
объемная печать дает возможность создавать механизмы. Для детского музея
на принтерах печатались планетарные редукторы и детали механических
передач, которые затем размещались в интерактивные модули. Это дало
полную свободу действий инженерам, которые могли подобрать лучшее решение
и быстро собирать механизмы в любой размер без размещения заказов на
сторонних производствах.
|
|
Комплексная работа: 3D-печать и
ручной труд |
Конечно, 3D-печать никогда не заменит труд художников,
бутафоров и скульпторов в музейной застройке. Она наоборот может расширить
их инструментарий и добиться более предсказуемого результата. Грамотная
комбинация современных технологий и работы руками творческих специалистов
поможет выйти на новый уровень, как самого рабочего процесса, так и
результатов.
Как, например, при создании макета операции советских десантных войск
в Заполярье. Стояла задача наглядно показать боевые действия, чтобы
это был не просто видеоролик, а интересная объемная инсталляция. На
жидкокристаллическом экране разместили напечатанный и зафактуренный
природный рельеф с динамической подсветкой. Сценарий ее работы был прост
- напечатанные на принтерах ДОТы сперва были синими - фашисткими, а
после захвата их советскими десантниками становились красными. ЖК-экран
транслировал анимацию с плывущими по морю кораблями и титры. В результате
появилась уникальная мультимедийная инсталляция, реализация которой
потребовала довольно скромного бюджета.
"В парке "Патриот" мы строили природные декорации,
среди которых было 5-метровое дерево с диаметром 70 см. Мы могли бы
напечатать кору на 3D-принтере, но это было бы нерентабельно по затраченному
времени и материалам. В данном случае оказалось проще снять маску с
коры и перенести на раствор по определенной технологии. Бутафория будет
жить всегда, в каких-то случаях это проще, быстрее и дешевле. А 3D-печать
- это совершенно другой уровень подхода к реализации проектов, дающий
свободу и новые возможности".
На данный момент многое зависит от заказчиков. В силу
консервативности, пока превалирующей в музейной сфере, не все понимают
преимущества использования 3D технологий, что с их помощью можно сделать
экспозицию гораздо эффектнее. Особенно это важно для музеев с небольшой
коллекцией. Им гораздо сложнее привлечь внимание посетителей, а их задача
такая же, как и у "больших" музеев: как можно креативнее и
интереснее преподнести ту или иную выставку или экспозицию.
Мастерская не собирается останавливаться на достигнутом
и планирует дальше развивать и внедрять современные 3D-технологии. Также
в ближайших планах стоит приобретение 3D-сканеров, что поможет уменьшить
время создания 3D-модели с последующей печатью.
"У нас очень много идей и нестандартных решений, но все зависит
от задачи и от музея. Сейчас назревает большой проект в Фанагории в
парке "Сириус", где мы будем делать серьезную археологическую
экспозицию. По сути, коллекция небольшая, но нужно преподать это ярко
и эффектно. Там 3D печать будет использоваться в полном объеме для масштабирования
археологических экспонатов и пр.".
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
Фотоматериалы © Иван Тихонов (если не указано иное) для ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|