Российская академия художеств и Нижнетагильский музей изобразительных
искусств представляют выставочный проект "Предметное / беспредметное.
Живопись, графика тагильских художников второй половины ХХ века
из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств",
демонстрирующий особенности регионального искусства за более чем
полувековую историю. Экспозицию составили 108 произведений живописи
и графики, из которых 92 находятся в коллекции музея, а 16 хранятся
в собственных собраниях художников.
Выставка проходит в рамках празднования 300-летия Нижнего Тагила,
в котором в годы Великой Отечественной войны зародилась особая культурная
среда, ставшая в 1990-е годы, по замечанию известного искусствоведа
А.М. Кантора, одним из ведущих художественных центров Урала и Сибири.
В своем развитии тагильское искусство не имело острой социальной
или политической конфронтации, оно развивалось циклично и поступательно,
тождественно основным постулатам, этапам и требованиям времени.
|
В.В. Зуев. Узел Вечности. 2011
|
С.В. Брюханов. Композиция. Сад. Пейзаж 2.
1989-2009
|
Диапазон влияний на творчество тагильских мастеров был весьма широк:
официальное отечественное искусство, деятельность художников второй
волны авангарда, мировое искусство, знакомое по московским международным
выставкам 1950-1960-х. Особенно важны были творческие поездки тагильских
художников в 1980-е годы за рубеж и на творческие дачи, не прошло
бесследно и участие в международных выставках печатной графики.
Все это дало толчок к формированию в искусстве Нижнего Тагила особого
художественно-пластического языка, знаково-символических и ассоциативных
высказываний, проявляющихся в диапазоне "предметное / беспредметное".
В тагильском искусстве появились объединяющие особенности: использование
опыта мирового искусства, повышенное внимание к собственно профессиональным
проблемам, стремление к изображению в знаковых формах надсобытийных
явлений, многомерность творческого мышления.
Тагильское искусство разнообразно с точки зрения тематики и художественно-пластического
языка. На выставке эстампы Владимира Зуева, в которых сложная комбинация
печатных техник сочетается с интеллектуально-философской глубиной,
расположены по соседству с работами Алексея Константинова, прошедшего
путь от "гогеновского" приема отражения действительности
1960-х до абстрактного экспрессионизма 1980-1990-х. Игра в формирование
абстрактного графического пространства в живописи Владимира Наседкина
представлена рядом с глубоко личным размышлением о вечных человеческих
сюжетах и истинах Татьяны Баданиной. Микрокосм макрокосмического
восприятия мира Николая Грачикова вступает в диалог с абстрактными
художественными предчувствованиями, "прочитанными" через
ассоциации Сергеем Брюхановым.
|
Н.С. Левченко. Ремонтники. 1972
|
Проявляя и переживая в себе особенности развития отечественной культуры,
история тагильского искусства продолжается и сейчас. Здесь предметно-беспредметное
высказывание, как и ранее, вплетается в ткань художественного произведения
и создает высокое напряжение смысла, усиленное индивидуальной манерой
каждого из художников-тагильчан.
Материал подготовлен на основе статьи Н.А. Гундыревой
Управление информации (пресс-служба) РАХ
Тел.: 8 (495) 637-47-71
Сайт:
www.rah.ru
|