АРХИТАЙМ              
 
Напишите нам     Telegram-канал АРХИТАЙМ  Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Youtube-канал ARCHITIME.RU     Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   НОВОСТИ И СТАТЬИ

В чем уникальность архитектора Романа Клейна и его проектов?

 
 

С 23 февраля по 13 марта в фонде Ruarts проходит выставка "Разрез" - проект, в основу которого легло историческое и культурное исследование памятника архитектуры федерального значения усадьбы доктора медицины В. Ф. Снегирева архитектора Романа Клейна. Проект призван не только рассказать историю здания и его жильцов, но и сохранить часть архитектурных элементов, используя их как материал для создания объектов современного искусства.

 
 

Искусство неотделимо от личности художника. Масштаб произведений, его эстетические качества зависят от того, насколько личностно растет художник, а в нашем случае архитектор. Мы задались вопросом: в чем особенность проектов Клейна и личности автора? Мы нашли 8 вариантов ответа на этот вопрос.

Трудоголизм с малых лет

Первый след в московской архитектуре Роман Клейн оставил в здании Исторического музея, над которым работал в качестве помощника архитекторов Попова и Шервуда.

Клейн выполнял массу черновой работы, копировал чужие чертежи, быстро приобретая необходимые знания и навыки, учился использованию архитектурных приемов древнего зодчества в новых сооружениях.

Не менее важными в судьбе Клейна стали самые первые, но меньшие по объему здания. Например, работа над проектом неоклассического особняка Варвары Алексеевны Морозовой в Москве на Воздвиженке 14. Этот проект ввел его в круг Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых и обеспечил разнообразными заказами на несколько лет.



На фото: Р.И. Клейн (фотография 1890-х годов)


Во имя искусства

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что Клейн - единственный архитектор в России, который создавал шедевры просто так, во имя искусства. Порой, он даже не получал плату за работу и ради качественной реализации проекта вкладывал в него собственные средства.

Так, например, финансирование строительства главного здания ГМИИ им Пушкина было столь напряженным, что профессор Цветаев вкладывал собственные деньги, а Клейн годами не получал жалованья и жил доходами от других своих построек.

Крепкие конструкции

Роман Клейн - один из первых в России архитекторов, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции.

Театральная площадь, магазин "Мюр и Мерилиз". Около 1908-1910 гг.


Строительство магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ) в 1908 году стала почти сенсацией. Семиэтажное здание в стиле английской готики с двумя подвальными этажами. "Это здание первое в России, стены которого построены из железа и камня, причем толщина заполнения кирпичных стен, начиная с фундаментов, соответствует только климатическим условиям, именно: 1 аршин, - писалось в отчете. - Постройки из железа и камня особенно распространены в Америке, где такая конструкция вызывается высотой зданий в несколько десятков этажей; при проектировании же здания Товарищества "Мюр и Мерилиз" она была применена для того, чтобы иметь возможность сделать стены тоньше и вследствие этого расширить площадь помещения… получить достаточное освещение помещений дневным светом".
И еще одно новшество было впервые в России - устройство зеркальных витрин на уровне первого и второго этажей главного фасада.

Размах

Создание ГМИИ имени Пушкина стало для Клейна делом жизни, так же как для основателя музея Ивана Владимировича Цветаева.

Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. Май 1905 г.


"В архитектурной композиции, - писал Клейн в своем "Руководстве к архитектуре", - порядок проявляется в расположении здания. При этом исходят от внутреннего ядра, от сердца распланировки, доводят до развития внутренний организм и скелет здания, одевают последний, вырисовывают в перегибах, в главных частях и обряжают внешний вид посредством расчленения и украшений. Такой прием ведет к цельности организма, к единству в архитектуре… мы имеем перед собой не конгломерат отдельных, случайно нагроможденных кусков, а неделимое целое".


Совместить несовместимое

Во время строительства Пушкинского музея Клейну пришлось решать сложные художественные задачи: оформление 22 залов в разных исторических стилях, разработка двориков, крытых стеклом, - греческого и итальянского, парадного (белого) зала. Одни из этих задач вызывались необходимостью размещать внутри здания архитектурные фрагменты огромных размеров (угол Парфенона в натуральную величину), которые приобретал Цветаев.

Авторский почерк

Одни считают, что почерк Клейна не спутать среди других, другие сходятся во мнении, что в его архитектуре нет определенных черт, приемов, по которым можно было бы уверенно сказать: "Да, это сделал Клейн!".

Несмотря на кажущийся на первый взгляд рационализм и даже схожесть некоторых построек, он создал проекты, которые запоминаются с первого взгляда: храм искусства - ГМИИ им. Пушкина, богато орнаментированный Бородинский мост, Средние торговые ряды в русском стиле на Красной площади, и все тот же Клейн - первопроходец в проектировании зданий жесткого функционала из металла, стекла и бетона - магазин "Мюр и Мерилиз". Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города.

Клейн проектировал как общественные здания: музеи, учебные и научные институты, больницы, богадельни, зрелищные сооружения, так и жилые дома, особняки и доходные дома, фабрики и заводы, культовые постройки. Стилистически для произведений Клейна характерны псевдорусский стиль, неоклассика, неогрек, а также неоготика, неоренессанс, необарокко.

Историзм

Многожанровость Клейна - проявление его профессионализма как особой психологии историзма архитектора, как осознание архитектором себя в качестве наследника мастеров-ремесленников. Историзм Клейна - не просто основа его творчества, но едва ли не присвоенное архитектором особое личностное качество, особый "личностный историзм".

В конце XIX - начале XX века архитекторы стремились создавать строения близкие по духу и форме прошедшим историческим эпохам, но с веяниями нового времени. Особняк Снегирева - яркий пример историзма в архитектуре Романа Клейна. В облике здания сочетаются черты модерна и готики. Декор здания выполнен в эклектическом стиле. Несмотря на внешнюю схожесть фасадов в архитектурной трактовке, каждый фасад дома воспринимается по-своему, чему способствует своеобразный план здания с его оригинальным решением входов, а также асимметричное расположение венчающего кровлю шатра со шпилем. В архитектурно-художественном особняк является интересным образцом усадебной застройки конца XIX века.

Хороший учитель

Роман Клейн преподавал на архитектурном отделении инженерностроительного факультета в Московском высшем техническом училище (сейчас МГТУ им. Баумана) и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916-1918 годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы.

Из автобиографии: "… Для плодотворного преподавания необходимо возможно тесное общение руководителя с учащимися, именно совместная работа их в мастерской, причем руководитель не только даст указания, но и сам фактически параллельно с учащимися разрабатывает эскизы и части проектов. Такая постановка дела не только облегчает студентам следить за правильным ходом разработки задачи, но служит также мощным импульсом для работы их воображения, для развития их творческой способности и техники работы".

... За мое долголетнее руководство строительным бюро и при занятиях по архитектурному проектированию со студентами IV и V курсов Рижского политехнического института в течение 1917-1918 учебного года у меня выработался совершенно определенный взгляд на метод преподавания искусства вообще и, в частности, архитектуры.



Статья подготовлена Марией Бакаевой для ARCHITIME.RU
по материалам: posmoscow.ru, ardexpert.ru, interpretive.ru, booksite.ru
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Выставка "Разрез"

 


© 2007 - 2022, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Топ-10 книг о конструктивизме
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru