Групповая выставка работ, в которых отсутствует то, что по всем
правилам как раз и позволяло бы считать их произведениями искусства.
Жест отсечения, исчезновение и пустота — генеральные темы проекта.
Прологом выставки выступает произведение Джона Кейджа «4`33``»
(1952), один из самых радикальных жестов в современной академической
музыке.
Экспозиция состоит из нескольких тематических частей. В разделе
«Без названия» собраны произведения разных эпох, движений, художественных
направлений, которые объединяет одно: их авторы воспринимают заголовок
как искусственное, навязанное ограничение, а интерпретацию оставляют
зрителям. Здесь представлены работы классика русского авангарда
Павла Филонова, одного из важнейших абстракционистов рубежа XX–XXI
веков Джона Армледера, московских концептуалистов Ивана Чуйкова
и Виктора Пивоварова, арт-провокатора Мартина Киппенбергера и других
художников, а также фотографии таких выдающихся советских и российских
мастеров, как Александр Слюсарев, Игорь Мухин, Юрий Рыбчинский,
Александра Деменкова.
Раздел «Без автора» прослеживает конструктивную роль (само)устранения
и размывания авторской позиции в искусстве на разных примерах: анонимность
и псевдонимы, мистификация и фиктивная коллективность, делегированный
перформанс, живопись с использованием принтера и других технических
средств, разрывающая органическую связь кисти и холста, генеративное
искусство, целиком или частично создаваемое алгоритмами или автономными
системами, сотворчество с нечеловеческими агентами (живыми организмами
или нейросетями) и так далее. Среди представленных работ — картины
Дэниела Лефкорта, совмещающие в себе живопись, цифровую фотографию,
скульптуру, 3D-моделирование и найденные материалы, «печатные картины»
Вейда Гайтона, инсталляция Алексея Булдакова, художественный проект
«Живопись без границ» коллектива NONSNS, объекты вымышленного австрийского
автора Хайди Шнайдер, за которым стоят московские художники Ирина
Петракова и Олег Фролов, и другие произведения. На выставке впервые
представлен ретроспективный обзор творчества «За Анонимное и Бесплатное
искусство» — одного из ярчайших явлений российской контркультуры
1990-х, чьи участники проповедовали отказ от профессионального искусства,
принцип «сделай сам», обезличенность и нестяжание. Кураторы собрали
редкие архивные материалы, листовки, тексты и фильмы о коллективе.
Художники, чьи работы собраны в разделе «Без зрителя», задаются
вопросами, что значит быть зрителем и стоит ли искусству переосмыслять
эту роль. Перформанс Елены Ковылиной «Спасите мою душу» стал рискованным
экспериментом; в фильме Славы Федорова «Частная жизнь Игоря Николаевича»
взгляд героя в конечном счете сам становится объектом наблюдения;
Никита Алексеев в акции «10 000 шагов» в одиночестве преодолел пешком
расстояние от станции Калистово до села Радонеж в Подмосковье, по
пути тщательно документируя свой эксперимент. На анонимного зрителя
были с конца 1970-х годов рассчитаны выездные акции группы «Коллективные
действия» — в экспозиции можно увидеть видеозапись одной из них,
а также оригинальные машинописные хроники «Поездок за город», содержащие
текстовую документацию акций с подробными комментариями. Кроме того,
в разделе представлены архивные материалы и сохранившиеся работы
участников проекта APTART, созданного неофициальными художниками
и деятелями советского андеграунда 1970-х — первой половины 1980-х
и ставшего фактически первой отечественной частной галереей (сейчас
бы сказали — горизонтальной самоорганизацией, artist-run space).
Эпилог выставки посвящен «Ноль объекту» Тимура Новикова и Ивана
Сотникова, родившемуся случайно 12 октября 1982 года и обернувшемуся
жгучим манифестом с недвусмысленным призывом пересмотреть текущую
ситуацию не только в сфере культурного производства.
Кураторы
Андрей Василенко, Карен Саркисов
e-mail: v-a-c@v-a-c.org
Сайт: v-a-c.org
|