Биография великого архитектора и дизайнера начинается
3 февраля 1898 года. В этот день в финском городе Куортан в семье специалиста
по инженерии и геодезии появился на свет Хуго Алвар Хенрик Аалто.
       Профессиональное становление будущего выдающегося
архитектора началось с 1916 года, когда Алвар стал студентом Технологического
института Гельсингфорс (сегодня - Хельсинки). В 1923 году Алвар
Аалто заканчивает обучение и получает диплом архитектора. После выпуска
из института он несколько раз переезжает, работая в разных частях Финляндии:
городах Ювяскюля и Турку. В 1935 году архитектор создает свою фирму
под название "Артек" в Хельсинки, которая занимается выпуском
уникальных предметов для интерьера. В этом и во всех его последующих
проектах ему сильно помогала его супруга Айно Марсио, тоже архитектор,
с ней они поженились еще в 1924 году. Свои работы Алвар неизменно подписывал
"Айно и Алвар Аалто". Айно не стало в 1949 году.
       Стиль Альвара Аалто всегда был очень смелым,
экспериментальным и при этом гармоничным. В своих работах он умело сочетал
традиционные материалы, такие как камень, кирпич или дерево с, на тот
момент, новыми: стеклом, железобетоном. Это давало очень неожиданные
и смелые результаты. Однако дизайнер избегал в своих работах вычурности.
При всей своей необычности, они выглядели довольно просто и лаконично.
Одним из ярких примеров творчества Альвара - потолок библиотеки в Выборге.
Махнув рукой на привычные всем стандарты, архитектор сделал деревянный
потолок не ровным, а волнообразным.
       Еще несколько характерных для Аалто работ, которые
хорошо иллюстрируют чистый, но при этом очень элегантный стиль архитектора
- здания редакции газеты "Турун-Саномат" в Турку (1928-1930),
санаторий для лечения туберкулезных больных в Паймио (1929-1933) и муниципальной
библиотеки в Вийпури (сегодня - Выборг; 1933-1935). Строгие линии, главенство
пространства над его составляющими элементами - все это отлично характеризует
три эти великие постройки автора.
       Аалто стал в своем роде новатором, так как своим
творчеством разбавил привычное финляндское зодчество. Он добавил в него
авангарда, который занял свое место рядом с популярными тогда модерном
и неоклассицизмом. Интересно, что начинал архитектор именно с неоклассицизма,
в котором его привлекала лаконичность.
       Творчество Аалто часто связывают с американским
архитектором Фрэнком
Ллойдом Райтом (1867-1959), который признается создателем органической
архитектуры. Противопоставляя себя функционалистам, последователи органической
архитектуры видели своей задачей создавать здания из натуральных материалов.
При этом для них было очень важно, чтобы постройки гармонично сочетались
с окружающим ландшафтом. Алвар Аалто, взяв за основу эти принципы, создавал
современные смелые здания.
       Надо сказать, что Аалто никогда не любил четких
рамок, а предпочитал заходить за них, находить что-то новое. Так, идеи
Алвара чаще всего появлялись в виде необычных абстракций, а не четких
чертежей. Только потом они приобретали более серьезную форму.
       Мировую известность Алвар Аалто получил в 1937
году после проекта финского павильона на всемирной выставке в Париже,
а позже в 1939-1940 годах и в Нью-Йорке.
       После 40-х годов Аалто, в основном, трудится
в США. Там он становится профессором Массачусетского технологического
института и продолжает возводить здания также в Германии, Франции, Италии
и других странах. В это время он создает такие великие постройки, как:
общественный центр в Сяюнатсало (1950-1952); Педагогический институт
в Ювяскюля (1952-1957); Комплекс Политехнического института в Отаниеми
(1963-1966); Дворец "Финляндия" в Хельсинки (1967-1971); Целлюлозный
комбинат в Суниле и прилегающий рабочий поселок (1937-1939).
        В 45 лет Алвар Аалто становится главой Союза
архитекторов Финляндии, а уже к 65 годам - президентом Академии Финляндии.
        Скончался Аалто 11 мая 1976 в Хельсинки. Сегодня
памяти архитектора посвящен один из его проектов - Художественный музей
в Ювяскюле. Он, вместе с остальными постройками по всему миру, хранит
память о великом архитекторе, который своим творчеством освежил европейскую
культуру строительства, сделав ее более лаконичной и гармоничной.
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|