|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
Выставка
Ирины Наховой "РАЙ".
|
||||||||||
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ Организаторы выставки: ЦСИ ВИНЗАВОД и Художественный фонд "Московская биеннале". "Рай - это искусственное пространство, абсолютно надёжное и длящееся вечно", - так описывает Ирина Нахова суть и смысл своей инсталляции, в которой находятся ее персонажи. Эти существа буквально обретаются "между небом и землей" - одна группа "вечно входит в воду", другая "вечно парит в небесах". Пространственная и экзистенциальная диалектика инсталляции "Рай" налицо. И эта диалектика более чем характерна для всего творчества Ирины Наховой. Творчество Ирины Наховой всегда стояло особняком в системе Школы Московского концептуализма. Принадлежа к третьему поколению концептуалистов (после поколения Кабакова и Булатова и поколения Комара и Меламида), она, имея профессиональное художественное образование, что уже становилось редкостью в Московском неофициальном искусстве тех лет, сумела сохранить в своем творчестве мощный потенциал зрелищности (вообще говоря, свойственный любому направлению в изобразительном искусстве, даже концептуальному искусству, но, разумеется, в разных дозах).
В замысле "Комнат" содержался в зародыше новый тип объектов, который позже будет назван Ильей Кабаковым "тотальными инсталляциями". И сама логика развития этого нового жанра привела Нахову через последовательность созданных ею "Комнат" к пониманию эстетического смысла тотальности. Нахова, прекрасно отдавая себе отчет в направленности своего жеста, "искусственно" воспроизводит "идеальное выставочное пространство", населенное "идеальными персонажами". В этом выборе тоже присутствовал пафос диалога - на этот раз с таким важным для школы Московского концептуализма понятием как "художник-персонаж". Но этим логика создания пространства персонажей не ограничивалась. Одним из персонажей Наховой становится также и зритель, которому позволено войти в художественное пространство "Рая". Зритель может стать зрителем, только войдя в инсталляцию, только тогда он способен физически "ознакомиться" с произведением. Но, в отличие от классических сконструированных персонажей альбомов Кабакова или Зяблова и Бучумова - вымышленных художников Комара и Меламида, Ирина Нахова - сама себе персонаж. Трансформации пространства, равно как и трансформации визуального языка, являются продолжением разработок, которые вела Нахова в предшествующий период своего творчества, когда предметом ее эстетических усилий был язык современной живописи и ее возможности в деле передачи живописными же средствами трансформаций различных пространственных структур. Разработка подобных живописных средств в сочетании с концептуальными и пластическими свойствами инсталляции "Рай" стали в каком-то смысле путем расставания с идеальным пространством Белого Куба, уходом из гармоничного мира "Воображаемого Запада", существовавшего в те годы в сознании русской интеллигенции, к которой всецело принадлежала Нахова и особенности визуальной культуры которой она выражала (и выражает до сих пор). Следует еще раз указать на принципиальное отличие тотальной реальности Наховой от тотальной инсталляции Кабакова. В последней инсталляционное пространство - среда обитания персонажа, а в случае Наховой пространство изображения и пространство экзистенциальных переживаний замыкается на саму художницу, привнося в ее эстетику мощный романтический импульс, который всегда возвращается в искусство, когда оно находится на перепутье. Иосиф
Бакштейн, куратор
ОБ АВТОРЕ Ирина Нахова (1955, Москва) - Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются разные виды искусства, техники и материалы - фото, видео, аудио, объекты, коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т. п. Именно Ирина Нахова считается создателем первых тотальных инсталляций. Обладательница премии за заслуги Society for Environmental Graphic Designers, Вашингтон (2004). Дважды входила в лонг-лист премии Кандинского - в 2007 году в номинации "Художник года" (проект "Московская инсталляция") и в 2011 году в номинации "Проект года" (проект "Кожи"). В 2013 году стала лауреатом Премии Кандинского в номинации "Проект года" (проект "Без названия"). В 2015 году Ирина Нахова станет художником Павильона России на 56-й Венецианской биеннале. Работы Ирины Наховой находятся в музейных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, США и России. Художественный
фонд "Московская биеннале" Время проведения: 16.09 - 26.10.2014,
12:00 - 20:00 |
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||