О ВЫСТАВКЕ
Государственный исторический музей и
Союз фотохудожников России провели конкурс «Образ русской усадьбы» в
рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия.
На конкурс было представлено более 500 работ, выполненных в 1987–2014
гг., запечатлевших многие усадьбы центральной России. Победители конкурса,
лучшие фотографические работы представлены на выставке.
Русская усадьба была основой дворянской
жизни, экономики и культуры Российской империи. Как яркое выражение
национального гения и место соприкосновения элитарной и народной культур
она воплощала Россию, ее гармоничную идеальную ипостась. Исчезнувшая
атлантида русской усадьбы оставила множество документальных и художественных
свидетельств. Фотографические образы свидетельствуют об этом явлении
русского мира зримо, многогранно, полно. Русская усадьба – излюбленная
тема многих поколений фотографов, различных творческих задач и профессионального
мастерства. Одни авторы видели свою задачу в документальной фиксации
архитектурных и ландшафтных объектов, другие рассматривали съемку как
приятное занятие в часы досуга, третьи стремились к созданию средствами
светописи произведений искусства.
Андрей Клюев.
Дым.
Усадьба Пущино-на-Наре. 1987.
|
Нина Троицкая
. Кусково Из альбома
"Дворянских гнезд заветные аллеи..." 2010.
|
В 1920–1930-е годы, когда культурные
традиции дореволюционной России оказались чуждыми новой власти, эта
тема приобрела особый драматический смысл. В планы крупнейшего творческого
союза Русского фотографического общества входило проведение в конце
1920-х гг. выставки «Русская усадьба в фотографии», организацию которой
взял на себя известный фотограф Ю.П. Еремин. Усадебным сюжетом были
увлечены выдающиеся мастера светопись Н.И. Свищов, А.Д. Гринберг, П.В.
Клепиков. Они стремились, прежде всего, к созданию нового образа усадьбы,
воплощавшего уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а именно
«былое», безвозвратно утраченное, погибающее прошлое. Выставка не состоялась.
Фотографов обвинили в том, что «старое» им «милее, чем новое», критики
отмечали социальную чуждость усадебной темы новому строю и старомодность
подобных сюжетов. 1920–1930-е гг. стали последним значимым периодом
в развитии усадебной темы в художественной светописи. Исчезновение советской
фотографии. Последующие десятилетия эта тема оставалась достоянием документально-фиксирующего
и любительского направлений.
|
|
Андрей Литов.
Из альбома "Монрепо".
2011.
|
Раиса Михайлова
"И вновь я вижу пред собой / Дней прошлых гордые следы".
Музей А.С. Пушкина в усадьбе
Хрущевых-Селезневых в Москве. 2014.
|
Русское фотографическое общество в определенной
степени явилось прообразом, созданного в 1991 г. Союза фотохудожников
России. Проведение конкурса «Образ русской усадьбы» задумывалось для поддержки
и актуализации важной темы сохранения национального наследия и продолжения
фотографических традиций. Итоги показали, что именно создание образа усадьбы
стало для участников конкурса главным, как когда-то для членов Русского
фотографического общества. Фотографы, используя разнообразные средства
съемки, выразили собственный взгляд на это значимое явление отечественной
истории и культуры. В целом комплекс конкурсных работ представляет собой
«моментальный снимок» современного состояния усадьбы: иногда - музеефицированных,
чаще - разрушающихся или практически утраченных.
Слова председателя Общества изучения
русской усадьбы А.Н. Греча, написанные в 1932 г., актуальны и в настоящее
время:: «В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем – культура
двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы,
вдохновляющие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль».
Немалую лепту в дело сохранения исторической памяти внесли русские фотографы.
Когда-то Ю.П. Еремин объяснял своим оппонентам: «Мне показалось необходимым
и увлекательным снять архитектуру старой усадьбы, я считал важным сохранить
эти документы прошлого для нашего настоящего». Работы участников конкурса
продемонстрировали, что интерес к этой важной теме существует, и надеемся,
не будет исчерпан.
|