На
вопросы отвечает Анна Нистратова, куратор выставки.
- Расскажите, чем интересен
нижегородский стрит-арт. Что это за явление и почему вы решили делать
выставку в Москве?
- Нижегородское уличное искусство -
уникальное явление, которое сильно отличается от стрит-арта остальной
России и всего мира. Здесь образовалась сплоченная группа уличных художников,
которая всего за несколько лет успела добиться очень многого. Все они
начинали подростками, сначала просто рисовали граффити, "бомбили"
(разрисовывали стены - прим. ред.), делали надписи. А сейчас уже делают
настоящие произведения искусства. Мы решили привезти их работы в Москву,
чтобы рассказать про нижегородский стрит-арт как явление. О нем мало
кто знает за пределами тусовки.
- На такое стремительно развитие как-то
повлияло городское пространство?
- Да, конечно. В Нижнем Новгороде очень
интересная городская атмосфера - много старых домов, деревянной архитектуры.
Видимо, сам город воздействовал на художников: они престали делать граффити,
то есть рисовать шрифты, и перешли к очень интересным фигуративным формам.

- Как вы отбирали работы для показа?
- При подготовке такого рода выставок всегда возникает вопрос: как показывать
уличное искусство в галерее? Но наши художники с самого начала работали
не только на улице, но и в традиционных техниках: живопись, графика,
шелкография, роспись по дереву. Поэтому мы решили, что те работы, которые
можно привезти, покажем в оригинале. А росписи больших городских объектов
- стен, башен - в фотографиях. Так будет видно не только само произведение,
но и контекст улицы, в котором оно находится.
- Вы показываете уличное искусство в закрытом пространстве
галереи. Не вызывает ли это диссонанс?
- Я не вижу конфликта в том, чтобы выставлять уличных художников в галерее.
Обе среды естественны для искусства.
- Авторы, представленные на этой выставке, как-то вписаны
в "официальную" городскую жизнь? Например, в Москве уличных
художников часто приглашают оформлять будки во дворах, стены котельных.
Среди тех, кто находится в андеграунде, это считается дурным тоном,
но зато такие заказы приносят деньги.
- Нет, те, кого мы показываем, никак не вписаны официальную повестку,
они рисуют без разрешения властей, но с согласия жителей домов. Естественно,
трудно придти в чужой двор и начать рисовать, но обычно с жителями удается
договориться. Люди в Нижнем Новгороде очень лояльно относятся к художникам.
- Это необычная ситуация.
Во многих городах уличным художникам, наоборот, вызывают полицию.
- Да, это уникальная ситуация, для которой есть свои причины. Дело в
том, что в Нижнем Новгороде существует огромная проблема деревянной
архитектуры. Памятники деревянного зодчества уничтожаются: их сносят,
сжигают. Именно поэтому жители обычно не против рисунков на домах. Логика
такая - граффити сделает дом заметным объектом, и его будет сложнее
уничтожить. Таким образом, стрит-арт защищает архитектуру.
- Какие художественные группы участвуют в выставке?
- Здесь несколько авторов, работающих индивидуально, и несколько групп.
Команда "Той", например, состоит из двух человек - Севы и
Ерора, коллектив "Muddlehood" из четырех - в него входят Андрей
Оленев, Яков Хорев, Антон Мороков и Федор Махлаюк. Из тех, кто работает
отдельно, у нас представлены Никита Nomerz, Андрей Дружаев, Вова Чернышев
и Артем Филатов. Но все наши художники знакомы между собой, рисуют или
рисовали вместе. Их трудно назвать единой группой, но это одно достаточно
сплоченное сообщество.
- Качество работ очень высокое. У участников выставки
есть художественное образование?
- Нет, ни у кого из них нет художественного образования. Только практика.
Обычно они начинали как хулиганы, а со временем стали настоящими художниками,
способными создать удивительные вещи. Вообще те авторы, у которых есть
уличный опыт, гораздо свободнее обращаются с пространством. В их работах
больше внутренней энергии, потому что они изначально нацелены не на
куратора, критика или коллекционера, а на анонимного зрителя. Это фундаментальная
разница между современными художниками, выставляющимися в галереях,
и представителями уличного искусства.
- Что вы как куратор выставки можете сказать о специфике
нижегородского стрит-арта: художники чаще используют стену как холст
или дополняют архитектурные объекты, исходя из их формы?
- В Нижнем Новгороде как раз часто идут от специфики объекта, и это
одна из отличительных черт нижегородского стрит-арта. Город, видимо,
оказал решающее влияние на художников, которые просто отказались от
традиционных форм граффити. Граффити процветает во всем мире, но оно
везде примерно одинаковое. Если вы приезжаете в Берлин, в Каир или в
Москву, то видите на стенах одно и тоже. Нижний Новгород настолько богат
интересными объектами, что они сами диктуют, что рисовать. Например,
наш художник Никита Nomerz стал рисовать лица на зданиях. Он начал с
лица на водонапорной башне, и эта работа сделала его известным во всём
мире. Его произведения входили в сотню лучших работ мирового стрит-арта,
причём неоднократно. Работы Никиты - хороший пример того, как объекты
могут в прямом смысле слова обретать новое лицо.
Команда "Той" работает в своеобразной
примитивной манере. Они настоящие современные бытописатели. Кто-то из
художников, как, например, Андрей Оленев, создают свой собственный мир
- философский и немного отвлечённый. Все показанные в Москве художники
очень разные, и у каждого есть своё лицо, но, тем не менее, нижегородский
стрит-арт - это цельное явление.
- Как вы видите развитие
стрит-арта как искусства? Оно выросло из маргинальной среды и вначале
считалось вандализмом. Прошло не так много времени - и объекты выставляется
в галереях. Каким будет развитие этого вида искусства?
- Трудно сказать. Все очень быстро поняли,
что стрит-арт и граффити - хороший и дешевый способ преобразования публичного
пространства. Это не только российская, но и мировая тенденция. Сегодня
художников приглашают делать большие стены, менять облик городов. Этот
процесс будет продолжаться и дальше. Это называется паблик-арт, он всегда
существовал, но в разных видах. В Советском союзе это были большие мозаики,
а сейчас расписанные фасады.
Что касается нелегального направления стрит-арта и граффити, то, думаю,
оно никуда не денется. Ведь это самый демократичный вид искусства. У
тебя никто не спрашивает ни диплома, ни подтверждения твоих заслуг.
Нужно только обладать достаточной смелостью, чтобы выйти на улицу и
начать рисовать - это акт воли конкретного человека, одна из форм протеста
против общества, поэтому всегда будут люди, которые рисуют только нелегально.
Конечно, многие уже давным-давно совмещают эти направления. Тот же Бэнкси
- прекрасный пример большого автора, который выбрал улицу как медиа-пространство
для своих робот. Но он так же хорош и в музее. У нас есть Миша Мост,
московский художник, который очень успешно совмещает работу на улице
и нелегальный бомбинг с серьёзными выставками в галереях Лондона, участием
в биеннале современного искусства. Здесь всё зависит от художника, его
внутренней энергии и выбранного пути.
На вопросы отвечает Андрей
Оленев, художник, участник группы "Muddlehood",
арт-директор нижегородской галереи современного искусства "ТОЛК".
- Как вы пришли к стрит-арту?
Вы застали переход граффити от вандализма к искусству?
- Граффити - это рисование надписей различными шрифтами, стрит-арт -
фигуративные рисунки на стенах. Я как раз один из тех немногих художников,
которые никогда не были граффитчиками. То есть я никогда не рисовал
аэрозолем, не был в этой субкультуре, а сразу вышел на улицу с кистями
и краской - в моём случае это краска на водной основе. Если ты рисуешь
на улице, ты в любом случае общаешься с граффитчиками, соприкасаешься
с этой средой, но сам я в этом жанре никогда не работал - только уличное
рисование, стрит-арт.

- Насколько большая в Нижнем Новгороде тусовка стрит-артистов?
- Не очень большая, человек десять. Но зато это уникальное сообщество,
которое очень тесно общается между собой. В общем, все мы и представлены
на этой выставке.
- Есть какое-то противостояние тех, кто рисует то, что хочет, и тех,
кто сотрудничает с властями города?
- Конечно. У нас есть художники, которые вышли из граффити и сейчас
занимаются только коммерческой деятельностью - зарабатывают деньги заказами.
Но это не стрит-арт, это оформительская деятельность или паблик-арт.
- Между вами есть какое-то противостояние?
- Мы просто не общаемся. Они сами по себе - мы сами по себе.
- Для вас стрит-арт это хобби? Он не приносит дохода?
- Нет, конечно. Если ты просто берешь краску и рисуешь на улице, то
какой доход это может принести, кроме морального удовлетворения? У каждого
в нашем сообществе свои источники дохода, и они совсем не всегда связаны
с искусством. У меня как раз связаны - я работаю арт-директором галереи
современного искусства "ТОЛК". Так что я на этой выставке
не только как автор, но и как представитель организации-партнера.

- Какие здания вы предпочитаете?
- У нас в городе много уникальной деревянной архитектуры, и лично я
работаю практически только с ней. Бывают, конечно, и кирпичные, и бетонные
стены, но в основном дерево - это интересные объекты, и их иного.
- Как используется стена - просто как холст, или вы обыгрываете
форму здания, расположение окон?
- Конечно, обыгрываем. Я очень люблю работать "под место".
То есть сначала иду на объект, делаю фотографии, готовлю наброски -
и только потом прихожу рисовать.
- Влияет ли фактура материала на краски и сюжеты?
- Да, конечно. Это как раз очень интересно. Дерево впитывает краску,
и после дождя может случиться что-то невообразимое. Кроме того, с домами
происходят самые разные вещи: они горят, перестраиваются, перекрашиваются.
Иногда приходишь и видишь, что твой рисунок сохранился на половину -
остальная часть дома переложена. Так это искусство продолжает жить после
того, как ты сделал свою работу, и обрастает новыми смыслами.
-
Вы как-то следите за судьбой домов, на которых есть ваши рисунки:
фотографируете, протоколируете?
- Разумеется. На самом деле, все сосредоточено в центре, поэтому
ты волей-неволей наблюдаешь за жизнью своих рисунков. Конечно,
мы снимаем свои работы и выкладываем в интернет: и сразу после
завершения, и спустя какое-то время, если с ними произошло что-то
интересное.
- Сколько по времени живёт рисунок?
- Это невозможно предсказать. Может прожить день, а может и несколько
лет. Например, у нас сесть проект outdoors - мы вывешиваем картины
в нишах зданий или старых рамах, оставшихся от каких-нибудь досок
объявлений. Эти работы пропадают за считанные часы - люди забирают
их домой.
- Бывает, что в работу вмешиваются правоохранительные
органы?
- В Нижнем Новгороде к рисункам относятся лояльно: я ни разу не
был в полиции. Бывало, конечно, что меня прогоняли, но я просто
возвращался через два часа и дорисовывал. Когда люди видят, что
создаётся продуманная работа, и цель ее - не вандализм, то относятся
спокойно.
- Что будет с уличным рисованием как направлением?
- На этот вопрос
невозможно ответить. Могу только сказать, что и в этой области
появляются новые технологии. Сейчас, например, иногда крепят на
стены конструкции, чего не бывало раньше, или пускают видеопроекции.
|
|
|