Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Архитекторы по жизни. Репортаж с АРХ Москвы

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

18.05.2016 в ЦДХ открылась выставка АРХ Москва.

АРХ Москва проходит в 21-й раз, вдобавок в этом году одновременно с ней в ЦДХ проводят 5-ю Московскую биеннале архитектуры. На открытии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сослался на коллег, признавшихся ему, что нынешняя АРХ Москва - лучшая в истории. Так или иначе, выставка получилась одной из самых радикальных. Рассказав в предыдущие годы о современном благоустройстве улиц и площадей, новых стандартах массового жилья и дворах без машин, организаторы сделали следующий шаг: решили заново осмыслить профессию создающего эти объекты архитектора.

 
 

ВОССТАНИЕ МАШИН

Современный архитектор делает не то, что вы думаете, в первый же день сообщил собравшимся Сергей Кузнецов: "Есть машины, которые, как в кино "Терминатор", отвоевывают у архитектора компетенции. Они научились чертить за архитектора, потом научились делать картинки за архитектора. Завтра они - сто процентов - научатся делать планировку, форму искать. Уже, кстати говоря, умеют". В этих условиях у архитектора осталась одна задача: проектировать жизнь людей. Как в проекте IT-парка "Сбербанка" в Сколково, сделанном Захой Хадид. Сначала ее бюро продумало сколько людей будут там работать и чем каждый займется в течение дня, а потом из этого вырос дизайн.

"Мы как комитет, ответственный за развитие профессии в том числе, считаем, что остановить этот процесс невозможно. Вогнать в олдскульное русло развитие профессии уже невозможно, уже поезд ушел. Мир стал другой. Жизнь изменилась, и если не изменимся мы, профессиональное сообщество, мы будем на обочине этой жизни. Кто не хочет на обочину - пожалуйста, смотрим, чем мы здесь занимаемся, и перестраиваемся", - сообщил Сергей Кузнецов.

Процесс работы современного "архитектора жизни" на АРХ Москве можно увидеть в живую - на своего рода риалити-шоу "Архитектура off-line. Жить в архитектуре". На втором этаже ЦДХ смонтирован полупрозрачный закрытый вуалью куб, в котором до самого конца выставки проходят открытые для всех совещания и переговоры бюро Wall. Сокуратор выставки Рубен Аракелян и его коллеги обещают показать практически всю внутреннюю кухню бюро - от мозговых штурмов до критики проекта заказчиками. Рядом с кубом находятся стенды МАРХИ, школы МАРШ и Высшей школы урбанистики - там можно узнать, где лучше профессии "архитектора жизни" учиться.

НАУКА И СООБЩЕСТВО

"Архитектуре жизни" посвящена и проходящая параллельно с АРХ Москвой биеннале. Ее тема так и сформулирована - "Архитектура и жизнь". "Когда мы начали, мы думали о журнале "Наука и жизнь". Какая у него была цель? Показать, какую роль играет наука в жизни людей. Чтобы люди поняли, почему наука важна для повседневной жизни. Это была советская идеологическая программа - что наука лучше рынка. Пропаганда. У нас такой же подход к архитектуре. Мы хотим показать, насколько архитектура важна для жизни. Например, люди гуляют в парке, им там хорошо, но они говорят, что не любят современную архитектуру. "Это не наше". Они не понимают, что этот парк создал ландшафтный архитектор, который тоже современный архитектор, - а мы хотим это показать", - объяснил публике куратор биеннале Барт Голдхоорн.

Сходство с журналом "Наука и жизнь" получилось, скорее, случайным. Главный акцент в проекте биеннале сделан на работе архитекторов с сообществами. "Модернистская идея, по которой архитектор преобразует мир и создает сценарий, по которому все развивается, себя в значительной мере исчерпала. Какой Москва будет через 25 лет? Вот этот вопрос входит в клинч с самой темой нашей выставки. Мы говорим, что архитектор не может сказать, какой будет Москва через 25 лет. На этот вопрос должны отвечать люди, сообщества, горожане - то есть тот социум, частью которого архитектор является. Если раньше демиургом был архитектор, то теперь архитектор - не то что он обслуживает общество, но он является таким умельцем, который запросы общества и его специфические потребности преобразует и предоставляет людям", - рассказала куратор проекта "Архитектура и жизнь" Елена Гонсалес.

Главным примером работы с сообществами - и придумывания совместно с ними их жизни - кураторы выбрали проекты чилийца Алехандро Аравены, получившего в этом году Притцкеровскую премию. Он создал концепцию "инкрементального жилища". Дешевое социальное жилье не обязательно строить целиком, можно построить только половину дома (обычно 40 кв. м) с необходимыми коммуникациями, а остальное семья со временем достроит сама. При этом перед строительством с семьями-будущими жильцами ведут активные консультации. У них спрашивают, какими должны быть дома и как их лучше построить.


Проекты Алехандро Аравены

Сто полудомов раннего проекта Quinta Monroy, спроектированного Аравеной в начале 2000-х и построенных на грант от правительства Чили, после заселения подорожали в 2,5 раза. Другие его проекты тоже пользуются в Чили популярностью. Работам Аравены на выставке посвящен отдельный большой стенд. На других стендах биеннале можно увидеть примеры того, как работают с сообществами другие российские и иностранные архитекторы. Например, отчет о воркшопе "Пространство образования будущего", состоявшегося в этом году в Махачкале. "Ребята из Америки, Англии, Таиланда, Индии приехали, чтобы спроектировать в Дагестане маленький образовательный центр. Для Махачкалы это событие уникальное, там пока нет таких продвинутых мест", - уточняет Елена Гонсалес.


САМОСТРОЙ С ПРИГЛАШЕННЫМ АРХИТЕКТОРОМ

Тему сообществ продолжает мини-выставка "Швейцарские поселки. Утопия в повседневности" - она рассказывает об архитектуре пограничных между городской и сельской жизнью поселений, строительство в которых обычно заказывают жилищные кооперативы. И еще одно продолжение она получает в серии фотографий Дмитрия Чебаненко "Среда сосуществования". На них сняты районы Еревана, в которых здания, построенные профессиональными архитекторами, перемежаются с историческим самостроем.


Мини-выставка "Швейцарские поселки. Утопия в повседневности"

"Эти две выставки - это две идеи коллективности, две идеи свободы и взаимосвязи архитектора с местом жизни. Выставка про Ереван показывает уровень свободы, который жильцы, обитатели домов могут реализовать в своем окружении. Как задернуты занавесочки на разных лоджиях, как остеклены лоджии. Остекление лоджий от идей Аравены недалеко ушло - это возможность реализовать собственные идеалы в очень ограниченном пространстве. Свобода, которую человек обретает у себя на балконе и на приусадебном участке создает совершенно новое качество жизни, конгениальное системе их жизненных ценностей", - считает архитектор Евгений Асс.

Евгений Асс

Идеи самостоятельного строительства, при котором архитектор, как у Аравены или в некоторых случаях в Ереване, ничего не навязывает, а только выполняет волю сообщества, не всеми были приняты одинаково. Возражал им, как ни странно, сам Барт Голдхоорн. "После кризиса 2008 года в Голландии стала популярной идея: пусть люди сами строят свои дома. У девелоперов не было денег, они не могли получить у банков кредиты, и появилась программа: как мы можем напрямую продавать маленькие куски земли, а люди там построят свои таунхаусы. Многие архитекторы, у которых тоже не было денег от девелоперов, схватились за эту идею, начали искать людей, которые хотят построить свой дом, и для них проектировать эти дома. Оказалось, что таких желающих очень мало. Потому что для человека строить свой дом очень тяжело. Даже если есть архитектор и строители, это очень большая работа: все решить, получить разрешения. И оказалось, что в год строится 800 таких домов во всей Голландии - хотя вообще в Голландии строится 100 000 домов", - рассказал Голдхоорн на презентации проекта "Архитектура и жизнь".

Евгению Ассу опыт Аравены, наоборот, показался полезным. "Одна из моих студенток сейчас делает диплом. Странный постсоветский сюжет. Это гаражный комплекс в Екатеринбурге. Там 150 гаражей, и там мужики все время в этих гаражах что-то делают. Гаражи - это такой наполовину самострой и это социальный центр. Активный живой социальный центр большого жилого района почти что в центре Екатеринбурга. Идея, которая ей пришла в голову: если здесь есть мужики, которые занимаются чем-то, то почему остальная семья не может где-то здесь же реализоваться. И возникла идея комьюнити-центра, где женщины могут рядом с гаражами делать что-то свое, дети тоже могли бы там что-то делать. Жители говорят: мы хотим, чтобы у нас была качалка - для подростков. Чтобы была банька, что-то типа коллективной кухни, где можно собраться и устроить вечеринку, что-то типа мастерских. Это концепция самостроя с приглашенным архитектором. Представьте, что среди этих жителей есть один архитектор. И вот они собрались, говорят: слушай, мы тут скинулись, нам нужно вот такую историю. Можем мы ее сделать? Можем. Давайте мы сейчас вам предложим матрицу, в соответствии с которой вы можете это реализовать. А дальше эти люди сами из подручных материалов, из кирпича, который где-то рядом там свален, из досок, из шифера собирают какую-то вещь. Архитектор играет роль своего рода модератора и задает тональность", - рассказал о сходном с идеями Аравены проекте Евгений Асс.

Еще одной формой погружения в жизнь сообществ, с которыми должны работать архитекторы, стали четыре документальных фильма фестиваля Living Architectures. Их каждый день показывают на экранах, расположенных на лестницах ЦДХ. Одна из лент рассказывает о жизни самого большого жилого комплекса Копенгагена 8Tallet - он построен архитектором Бьярке Ингельсом и в 2011 году признан лучшим в мире домом для жизни на Всемирном архитектурном фестивале. Другой фильм - о том, как живется в доме в Бордо, спроектированном Ремом Колхасом для инвалида-колясочника.

Российских документалок в программе нет. Реальных примеров работы архитекторов с комьюнити в России вообще пока немного. Но интересные проекты, создающие для людей привлекательную среду, кураторы АРХ Москвы нашли. В том числе они отобрали "Пятницкие кварталы" архитектора Максима Атаянца. "Когда мы ругаемся на девелоперов, мы говорим, что они стремятся все застроить и не оставить нам места для нашего собственного выгула. Но наиболее дальновидные девелоперы уже начинают задумываться, начинают работать с публичными пространствами и понимают, что они добавочная стоимость к их квадратным метрам. У нас представлен проект "Пятницкие кварталы", который сделан компанией "Вектор". У них сначала была идея просто сделать благоустройство. А потом работа вышла на другой уровень: давайте придумаем, как вообще должны функционировать промежутки между домами. В условиях кризиса, когда люди уже не покупают много метров, когда жилье дешевеет, такое междомовое пространство приобретает особую ценность", - говорит Елена Гонсалес.

ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ

Самые интересные региональные примеры работы архитекторов со средой представлены на выставке "Приметы городов". В четверг организаторы этой экспозиции провели большую конференцию и вручили лучшим проектам премии. В секции, посвященной реновации и реконструкции, например, были представлены проекты реставрации здания Арсенала в Нижнем Новгороде (архитектор Евгений Асс) и реконструкции спроектированной в 1970-х гостиницы "Арктика" в Мурманске (архитектор Николай Лызлов). Это самая вместительная гостиница за Полярным кругом. Но премии в секции получили другие проекты. В открытом голосовании победил недавно открытый в Воронеже отель "Бронзовый кабан" - здание построено в XIX веке, в советское время в нем был психиатрический диспансер. А в экспертном голосовании приз вручили обновленной библиотеке Алваро Аалто в Выборге.

Куратор и инициатор проекта "Приметы городов - Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства "Правила Общения". Выставка и конкурс "Приметы городов" проходят в этом году впервые. "Нам было интересно собрать сумасшедших со всей страны, которые создают что-то уникальное и не ставят во главу угла коммерческий интерес. Хотя он, безусловно, присутствует. Все проекты очень интересные, и они доказывают, что строить классную архитектуру с правильными социальными эффектами - выгодно. Я надеюсь, нам в ближайшее время удастся создать моду на такие проекты", - говорит продюсер конференции "Приметы городов", основатель сообщества ARCHiPEOPLE Люся Малкис.

ДАНЬ ТРАДИЦИЯМ

Не все проекты АРХ Москвы посвящены будущему, архитекторам и комьюнити. Есть и вполне традиционные экспозиции. В одном из залов на втором этаже можно увидеть работы финалистов конкурса архитектурного рисунка "Архиграфика" - в этом году на него прислали 406 работ, жюри во главе с основателем бюро Speech Сергеем Чобаном отобрало 29 финалистов. А журнал Speech открыл выставку "Национальные туристические дороги Норвегии" - так называется государственная программа по сохранению самых красивых норвежских достопримечательностей.


"Архиграфика"


Выставка "Национальные туристические дороги Норвегии"

На втором этаже, как обычно, разместилась выставка стройматериалов, а на третьем на объединенных площадках Arch Market и Architecture можно увидеть проекты самых разных архитектурных студий - от "Плана Б" до "Остоженки" - и девелоперов уровня "Мортона". В нескольких лекториях каждый день проходит огромное количество лекций и мастер-классов, на которых дают полезные практические советы. "К вам приходит семья - они, может, в доме с несколькими санузлами никогда не жили. Они говорят: "Сделайте нам одну большую ванну". Вы как профессионал не имеете права соглашаться", - говорили, например, на лекции "Топ самых частых ошибок в планировочных решениях квартир" в среду.

В экспозиции Москомархитектуры можно посмотреть на проекты зданий, которые в ближайшие годы построят в Москве, а в лектории Москомархитектуры - послушать известных архитекторов и экспертов. В пятницу в 17.00 там начнется большой круглый стол "Архитектура в культурном пространстве города" с участием Сергея Кузнецова и Юрия Григоряна. А в воскресенье Рубен Аракелян расскажет о своем проекте реконструкции площади Павелецкого вокзала.




-----------------------------------------
Текст и фото: Павел Хицкий для © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru