О ВЫСТАВКЕ
Экспозиция расскажет о театре, его архитектуре и пространстве, пластике
и форме, архитектонике и динамике. Впервые архитектура и строительство
театральных и зрелищных сооружений будут рассмотрены параллельно с действом,
происходящим внутри самих этих зданий – на сцене.
Выставочный проект продемонстрирует макеты, декорации, архитектурную
графику, архивные фотографии, костюмы, планы, зарисовки фасадов, что
позволит воссоздать в выставочном пространстве особенности театральной
архитектуры и сценографии. Театр как целостный мир – таким представит
его экспозиция.
Весь проект – выставка и подготовленный по ее случаю каталог – представит
совершенно особенный взгляд на архитектуру и сценографию театра в России.
Демонстрируя колоссальное количество материалов, в их числе и нереализованные
проекты, и конкурсные предложения, и многие перестроенные сегодня сооружения
и залы, он позволит шаг за шагом проследить этапы формирования театра
в целом:
От театра барокко Растрелли (театр в Зимнем дворце) и народного театра
эволюцию театральной архитектуры в России можно проследить через классицизм
(императорские театры в Петербурге и Москве) и эклектику к новому стилю
- модерну. Постройки Дж. Кваренги (Эрмитажный театр) и Карло Росси (Александринский),
Осипа Бове и А. Кавоса (Большой театр), выдержанные в стиле западноевропейской
архитектуры, становятся доминантами культурной городской среды. На рубеже
XIX–XX веков по определению "новые" формы стиля модерн сосуществуют
с неорусским стилем и различными стилизациями: восточными, барочными,
ренессансными. На смену театрам эклектики приходят театры Фёдора Шехтеля
(МХАТ им. А.П.Чехова) и Иллариона Иванова-Шица (ныне Ленком) – сдержанные
и элегантные.
Театр авангарда в первые годы советской власти представляет из себя
комбинированное явление: эксперименты конструктивистов по выявлению
новых форм и функций осуществляются параллельно с исканиями неоклассиков.
Эпоха модернизма выдвигает на архитектурную авансцену новый тип зрелищного
сооружения – коробку с остекленным фасадом фойе. Типовые театры строятся
по всей стране, обозначая новый культурный уровень досуга граждан. При
этом во второй половине ХХ века сооружаются и театры авторской оригинальной
архитектуры, ставшие памятниками собственной эпохи, к примеру, МХАТ
им. М. Горького Владимира Кубасова. Постмодернизм представляют театры
конца XX века: новгородский драматический Владимира Сомова и московский
детский музыкальный им. Н. Сац Александра Великанова и Владилена Красильникова.
Экспозиция, помимо следования принципу исторической эволюции, строится
и на более пристальном рассмотрении отдельных важных проектов во всей
их полноте. Через весь выставочный проект прослеживается и сценографическая
линия эволюции форм: театральная машинерия барокко, перспективные декорации
классицизма сменяются кинетическими установками авангардистов и бытовыми
сюжетами модернистов. Особое внимание уделяется проектам архитекторов-сценографов:
Пьетро Гонзага, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца,
Бориса Мессерера, Ильи Уткина.
Публике будут представлены эскизы театральных декораций таких знаковых
художников и архитекторов, как: Карл Росси и Джакомо Кваренги, Альберт
Кавос и Осип Бове, Казимир Малевич и Федор Шехтель, Владимир Татлин
и Иван Билибин, Константин Коровин и Александр Тышлер, Борис Кустодиев
и Любовь Попова, Кузьма Петров-Водкин, Александр Бенуа и многих других.
В проекте принимают участие ведущие музеи России: Государственный Эрмитаж,
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей-усадьба
"Архангельское", Московский музей-усадьба Останкино, Научно-исследовательский
музей Российской Академии художеств, Московский музей современного искусства,
Музей Большого театра, Музей МХАТ, Санкт-Петербургский государственный
музей театрального и музыкального искусства, Дмитровский музей-заповедник.
Куратор: Александра Степина.
Дизайн экспозиции: Илья Уткин.
Открытие выставки – 21 декабря в 19:00.
|