О ВЫСТАВКЕ
Алексей Викторович Щусев – один из выдающихся архитекторов ХХ столетия,
автор проектов Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала, Мавзолея
Ленина, гостиницы "Москва", один из авторов "Сталинского
генплана" - плана реконструкции Москвы, основатель Музея Русской
архитектуры. Знаменитый русский архитектор оставил свои творения и за
пределами России. Путешествуя по городам Италии, изучая и зарисовывая
многочисленные памятники архитектуры, он не раз посещал Рим, Неаполь,
Палермо, Венецию, Падую, Виченцу, Верону, Флоренцию.
В 1910-годы, накануне Первой мировой войны и в преддверии революционных
событий в России, Щусеву удалось построить в Италии два замечательных
сооружения. Это Храм Святителя Николая Чудотворца со странноприимным
домом в Бари, возведенный силами Императорского Православного Палестинского
Общества под патронатом Великой княгини Елизаветы Федоровны, второго
Председателя Общества. Также по проекту Щусева был построен Русский
выставочный павильон в Венеции. Неосуществленным остался его проект
храма Христа Спасителя в Сан-Ремо.
Подворье в Бари проектировалось по заказу Императорского Православного
Палестинского Общества как крупный паломнический центр, предназначенный
для обслуживания русских паломников, приезжающих в Бари поклониться
мощам Святителя Николая. Павильон в Венеции создавался в 1913-1914 годах
как постоянное выставочное пространство России для участия в знаменитых
международных венецианских биеннале.
Оба проекта были трактованы зодчим в русском стиле, оба должны были
представлять за границей Российскую империю, показать самобытность культуры
и силу государства, оба патронировались лично императором Николаем II
и членами царской фамилии. Сам Щусев тогда писал: "Если же вглядимся
в искусство самой Италии, мы увидим, что вся она полна самых причудливых
конгломератов архитектуры. Каждая эпоха вкладывала свое лучшее в общую
сокровищницу искусства, то стремясь к роскошному ансамблю, как в площади
Св. Петра в Риме, то к конгломерату, как площадь Св. Марка в Венеции.
Выбор был свободен и предоставлен артисту, художнику, строителю, который
вплетал лишнее звено в общую золотую цепь".
На выставке будет экспонировано более 100 графических произведений
Щусева из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева
и частных коллекций. Большая часть из них предстанет перед зрителем
впервые и раскроет рождение авторского замысла от первоначальных эскизов,
до презентационных чертежей и фотографий. Особенный интерес представляют
рисунки интерьеров зданий и предметный дизайн. Помимо осуществленных
работ, посетители увидят неизвестный эскизный проект Щусева для храма
в Сан-Ремо, который впоследствии возводился по чертежам итальянского
архитектора Пьетро Агости. Представленные в экспозиции работы позволят
современникам по-новому взглянуть на малоизученный дореволюционный период
в творчестве выдающегося мастера.
В рамках выставки запланирована образовательная программа:
лекции и экскурсии.
|