Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"

 
 
Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"

С 12 сентября по 30 ноября 2018 года Музей современного искусства "Гараж" в сотрудничестве с "Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара", Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин) по случаю столетия школы Баухаус организуют выставку "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты".

 
 

О ВЫСТАВКЕ

Выставка "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" - часть междисциплинарного международного проекта bauhaus imaginista, прослеживающего, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах (российском, чилийском, мексиканском, индийском, китайском, нигерийском, североамериканском, израильском и палестинском), разнесенные по странам мира представителями этой школы.

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"

Выставка в Музее "Гараж" посвящена комплексным связям между Баухаусом и СССР, рассмотренным сквозь призму деятельности бывших преподавателей и учеников Баухауса в Москве. В центре ее внимания - выпускники и студенты школы, которые сопровождали ее второго директора Ханнеса Майера во время визита в СССР в 1930-х: архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток жизни в Москве, архитектор и градостроитель Конрад Пюшель и архитектор Лотта Стам-Безе - первая женщина, обучавшаяся на отделении строительства Баухауса в Дессау.

Сегодня их личные вещи хранятся в Архиве Баухауса в Берлине, Архиве Баухауса в Дессау, Музее немецкой архитектуры во Франкфурте, Институте истории и теории архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Нидерландского архитектурного института в Роттердаме. Коллекции обладают своей историей и структурой. Они отражают подход каждого из архитекторов к отбору и организации материала, а также субъективную память и неопределенный, фрагментарный характер составляющих их реликвий.

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"
Выставка Баухауса Москве. 1931. Серебряно-желатиновая печать, монтированная на бумагу. 20,9х29 см.
Архив Баухауса, Берлин

Материалы выставки - фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы - показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма. Они отражают различные попытки написать индивидуальную и коллективную истории, сохранить необходимое, понять практики сотрудничества и отсылают к опыту миграции, проливая свет на личностный аспект в истории модернистских утопий.

К организации выставки в Музее "Гараж" привлечены современные специалисты, по роду своей деятельности так или иначе имеющие дело с геополитической, социальной и художественной историей, которым было предложено дать свое толкование этих личных архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки и их работой в СССР. Среди них - художница Алиса Крайшер, теоретик Дорен Менде и историки архитектуры Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник. Все они выдвинули свой проект контекстуализации архивного знания. Их несхожие подходы к архиву перекликаются с субъективным характером тех "историй", которые выстраивали сами архитекторы Баухауса.

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"
Антонин Урбан. Интерьер спальни в жилом доме. 1935. Фоторепродукция. 16,5х23,5 см
Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар

На выставке будут представлены их интерпретации архивов, материалы, созданные в ходе работы, а также материалы самих архивных собраний, отобранные кураторами. Консультантом по вопросам выставочного дизайна выступила группа "Кооператив политики репрезентации" (Берлин).

В рамках публичной программы выставки художница Венделин ван Олденборг представит свое исследование жизни и творческого наследия Лотты Стам-Безе, которая, проработав некоторое время в Орске (Оренбургская область), в 1935 году переехала в Нидерланды, где получила известность благодаря участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Это исследование служит подготовительной частью работы, которая будет представлена художницей на юбилейной выставке в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году.

Выставка bauhaus imaginista. "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" подготовлена Марион фон Остен и Грантом Уотсоном, независимыми кураторами, совместно с Анастасией Митюшиной, куратором Музея "Гараж", и историками искусства и архитектуры Аней Гуттенбергер, Томасом Флирлем и Даниелем Талесником.

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"
Ханнес Майер. Набросок в макете книги о Баухаусе. Между 1949 и 1954. Архив Института истории и теории архитектуры (gta) / Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера

Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа выработала новый подход к педагогике: опираясь на изучение материалов, студенты учились отвечать на новые общественные запросы, возникшие после катастрофы Первой мировой войны. В центре их внимания находилось не столько произведение искусства само по себе, сколько процесс строительства с сопутствующей коллективной работой. Преподаватели и студенты Баухауса занимались радикальным переосмыслением мира, общества и повседневной жизни, утверждая новый дух дизайна. Отвергнув принципы и традиции, казавшиеся бесспорными, Баухаус попытался преодолеть границу между искусством и ремеслами. Под руководством трех сменивших друг друга директоров - Вальтера Гропиуса, Ханнеса Майера и Людвига Миса ван дер Рое - школа последовательно развивала новые принципы. Преподаватели и студенты Баухауса были активными участниками интернационального модернистского движения и после закрытия школы разъехались по разным странам мира. Методы и идеи Баухауса продолжали развиваться и приспосабливаться к условиям и ситуациям.

Выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"

Участники

  • Алиса Крайшер (род. 1960, Герольштайн) - художница. В творческой и теоретической практике занимается вопросами экономической и институциональной критики, глобализации и истории капитализма. Будучи одной из ключевых фигур движения политического искусства в Германии 1990-х годов, Крайшер принимала участие в многочисленных коллективных выставках, публикациях и других проектах. В качестве сокуратора таких важных выставок, как Messe 2ok (1995), ExArgentina (2004) и "Принцип Потоси" (2010), Крайшер выработала специфическую кураторский подход, который близок ее художественным и исследовательским методам, включающим, среди прочего, работу с архивными материалами. Автор ряда статей в журналах и фэнзинах. Недавние персональные выставки Крайшер: In the Stomach of the Predators (галерея KOW, Берлин, 2014), Culturgest (Лиссабон, 2017). Основные групповые выставки: documenta (Кассель, 2007), 13-я Стамбульская биеннале (2013), Out of the Dark (галерея KOW, Берлин, 2016), Живет и работает в Берлине.
  • Дорен Менде (род. 1976, ГДР) - куратор, теоретик, художница, профессор политики кураторства и руководитель магистерской программы межкультурной коммуникации и Ph.D.-форума в Университете искусства и дизайна в Женеве. Директор и соосновательница Института Харуна Фароки в Берлине (вместе с Томом Холертом и Фолькером Пантенбургом). Исследовательские проекты Менде связаны с разносторонним осмыслением таких тем, как формирование архивов, политика репрезентации, социализм эпохи деколонизации, роль экономики и геополитики в выставочной деятельности после 1989 года. В настоящее время участвует в долгосрочном коллективном проекте "Принцип навигации", целью которого является понимание неустойчивых оснований (не)знания в XXI веке. Среди ее кураторских проектов: Navigating Turbulence (исследовательская программа в области межкультурной коммуникации Университета искусств и дизайна в Женеве, 2015 - по настоящее время), K. P. Brehmer Real Capital-Production (галерея Raven Row, Лондон, 2014), Of Violence (Голландский художественный институт и EVA International, Дублин, 2014). Кураторский проект Менде Double Bound Economies (совместно с Армином Линке и Эстель Блашке) будет представлен в этом году на Пусанской биеннале. Живет и работает в Берлине и Женеве.
  • Татьяна Эфрусси (род. 1988, Москва) - художница и искусствовед, член художественного коллектива "Летучая кооперация". В настоящее время обучается в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже и является докторантом Кассельского университета (Германия), где работает над диссертацией "Ханнес Майер - советский архитектор (1930-1936)". В последние годы участвовала в таких выставках, как "Нельзя быть слишком осторожным" (ЦЭХ, Минск, 2017), Eccentric Values after Eisenstein (совместно с Еленой Фогман, пространство Diaphanes, Берлин, 2018), "Эскапизм. Тренинговая программа" (ЦТИ "Фабрика", Москва, 2018). Среди кураторских проектов: "Баухаус в Москве" (галерея "Вхутемас", Москва, 2012). "Кому это надо" (Сколково, Москва, 2015). Живет и работает в Париже, Берлине и Москве.
  • Даниель Талесник (род. 1979, Сантьяго) - архитектор и урбанист, уделяющий особое внимание архитектурной педагогике и взаимоотношениям между архитектурой и политическими идеологиями. Получил Ph.D. в Колумбийском университете в мае 2016 года (тема диссертации "Странствующий красный Баухаус, или Третья эмиграция"). Автор ряда статей. Преподает в Колумбийской магистерской школе архитектуры, реставрации и планирования и в Школе архитектуры Католического университета Чили. В 2016-2017 году - приглашенный преподаватель Иллинойского технологического института. С сентября 2017 года преподает в Мюнхенском техническом университете и является научным сотрудником Музея архитектуры при университете.

В России проект bauhaus imaginista. "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" реализуется Музеем современного искусства "Гараж" в сотрудничестве с "Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара", Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин). Этот исследовательский проект, включающий в себя выставки, мастер-классы и симпозиумы, инициирован в связи со столетием основания Баухауса. Его продвижению будет способствовать международная активность Гёте-Института, а заключительная выставка в Берлине (2019) станет частью долгосрочного проекта "Сто лет настоящего", проводимого Домом культур мира. Проект bauhaus imaginista стал возможен благодаря поддержке Комиссии по вопросам культуры и информации Федерального правительства Германии, Германского федерального фонда культуры и Министерства иностранных дел Германии. Проект bauhaus imaginista организован в сотрудничестве с Китайским музеем дизайна в Ханчжоу, Независимым административным институтом Национального художественного музея и Национального музея современного искусства в Киото и SESC (Сан-Паулу), а также отделениями Гёте-Института в Китае, Нью-Дели, Лагосе, Москве, Нью-Йорке, Рабате, Сан-Паулу и Токио.

12 сентября с 17:30 до 21:30 в рамках открытия выставки пройдет блиц–Баухаус - встречи с участниками проекта "bauhaus imaginista Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты"

Художники и исследователи, принявшие участие в работе над выставкой "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты", предложат свое прочтение архивных материалов, посвященных архитекторам Баухауса и их работе в Советском Союзе.

Алиса Крайшер, Татьяна Эфрусси, Томас Флирль, Дорен Менде, Венделин ван Олденборг и Даниель Талесник представят свои подходы к интерпретации архивов. Их работы и лекции, наряду с воспоминаниями самих архитекторов, исследуют геополитические контексты, существовавшие во время и после холодной войны, и то, как они отразились в художественной практике и ее интерпретации в эти периоды.

Программа:

  • 17:45-18:05
    Лекция Томаса Флирля "Баухаус (1919-1933) и СССР"
  • 18:0 -19:00
    Презентация проекта Татьяны Эфрусси и Даниеля Талесника "Читальный зал "Архитекторы-интернационалисты"" и дискуссия c участием модератора Ани Гуттенбергер
  • 19:00-19:20
    Презентация проекта Алисы Крайшер "Посвящение Филиппу Тольцинеру"
  • 19:20-20:00
    Лекция Дорен Менде "Двое сирот из Хамхына" и последующая дискуссия с модератором Марион фон Остен

  • 20:00-21:00
    Читка сценария и показ работы Венделин ван Олденборг "Зарисовка первая. Лотта и Гермина"


 

Контакты:

Справки по телефону:
+ 7 (495) 645-05-20
e-mail: welcome@garagemca.org

 
 
Адрес:

Музей современного искусства "Гараж",

Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
 
Сайт: garagemca.org
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru