О ВЫСТАВКЕ
Более двухсот произведений в графике и архитектурных моделях позволят
посетителям исследовать эволюцию художественного взгляда на древнеримские
и древнегреческие памятники.
Идея проекта принадлежит архитектору, графику и преподавателю Санкт-Петербургского
государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры
имени И.Е. Репина при Российской Академии Художеств, Максиму Атаянцу.
Объединив в экспозиции работы из собрания музея при Академии художеств,
собственную коллекцию графики европейских мастеров XVIII-XIX века и
свои работы, выполненные в последние 30 лет, Атаянц создал выставочный
нарратив, тема которого - вечная красота.
Модель руин Колизея в Риме
Три века изучения античной архитектуры мастерами разных эпох дают множество
сюжетных совпадений, что представляет посетителям плодотворную возможность
сопоставлений. Памятники Рима, такие, как Колизей, Пантеон, театр Марцелла,
триумфальные арки Тита и Септимия Севера, а также храмы Пестума, древнегреческой
колонии на юге Италии были и остаются классическими сюжетами для работ
художников с XVIII по XXI век. Существование фотографии, казалось бы,
могло полностью вытеснить желание запечатлевать легендарные руины и
в трудоемкой технике рисунка пером и акварелью. Но работы Атаянца, представленные
на выставке, убеждают в незаменимости художественной, рукотворной интерпретации
натурных впечатлений от архитектурной классики.
|
|
Модель Триумфальной арки Константина в Риме
|
Модель руин Януса на "Бычьем форуме"
в Риме
|
В рамках выставки впервые публике будут показаны уникальные пробковые
модели важнейших памятников Древней Греции и Рима, созданные итальянскими
мастерами в 1770-е годы, и коллекция античных ведут художника Шарля-Луи
Клериссо (1721-1820 гг.). Эти экспонаты музея Российской Академии художеств
были привезены в Россию Екатериной II, по ним учились практически все
студенты Императорской академии.
Дополняют выставку "Жажда античности" работы известных стипендиатов
Академии, которые получили "пенсион" и возможность вживую
увидеть все, что так долго изучали в архитектурных классах. Многие из
рисунков и акварелей с изображением античных архитектурных произведений,
представленные в Тициановском и Екатерининском залах, выполнены известными
в дальнейшем русскими архитекторами: М. Е. Месмахером, А.И. Кракау,
А. М. Горностаевым.
Основные части экспозиции выставки "Жажда античности":
Собрание уникальных пробковых моделей памятников Древней
Греции и Рима было помещено в академии как наглядное пособие
для будущих архитекторов. К выставке "Жажда античности" многие
модели были отреставрированы, в полном объеме коллекция будет показана
впервые. Модели появились в России при Екатерине II, которая приобрела
их в Италии для своих внуков Александра, (будущего императора Александра
I), и Константина. В 1800 году коллекция по воле Павла I была передана
Эрмитажем в Академию художеств.
Античные ведуты французского архитектора Шарля-Луи Клериссо
- городские пейзажи Рима, выполненные в 18 веке акварелью или гуашью.
Клериссо в своих работах сумел достичь высокой степени обобщения, создать
изобразительную формулу прекрасных руин, представленную в реальных и
вымышленных видах. Покупка его обширной коллекции Екатериной II была
данью ее увлечению античностью и архитектурой; большая часть ведут хранится
в Государственном Эрмитаже, а часть - в музее Академии художеств, которой
императрица активно покровительствовала.
|
|
|
Руины амфитеатра в Риме, 1794 г,
Шарль-Луи Клериссо
|
Храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме, 1750гг.,
Шарль-Луи Клериссо
|
Сунион. Храм Посейдомна. 2017 г.
Максим Атаянц
|
Коллекция гравированных ведут античных памятников и
архитектурных рисунков XVIII-XIX веков, собранная Максимом Атаянцем,
включает в себя работы разных авторов и представляет разные стадии подхода
к теме - от натурных зарисовок до законченных картин с сюжетами. Особое
внимание художников к памятникам античной архитектуры в европейском
искусстве насчитывало уже два столетия, прежде чем в XVIII веке превратилось
в настоящую страсть. Она заставляла и архитекторов, и живописцев предпринимать
путешествия в поисках новых памятников, изучать и запечатлевать руины
в рисунках и гравюрах, открывать законы их красоты.
Собственные рисунки архитектора, графика и преподавателя
РАХ Максима Атаянца, созданные в период с начала 1990-х годов
до 2018 года. Это зарисовки античных памятников Греции и Рима, тщательно
выполненные, обычно карандашом цвета сепии, на фактурной бумаге. Среди
них есть всем известные Колизей, Парфенон или памятники Пьяцца дель
Пополо в Риме, малоизвестные Пестумские храмы и сирийская Пальмира.
По словам журналиста и архитектурного критика Григория Ревзина: "Рисунки
Максима Атаянца - это масштабное, трудолюбивое и какое-то по-особому
благородное графическое исследование античности. Это не с чем сопоставить
в пределах последнего века. Такого больше никто не делает. Зато их более
или менее можно представить себе явлением графики XVII-XIX веков. До
рождения модернизма. До появления фотоаппарата. До того, как наука и
искусство разделились на две мало связанные стратегии познания мира".
Еще один раздел выставки - это работы выпускников и
студентов академии конца ХIX века, получавших государственные
средства (пенсионы) на заграничные путешествия. В поездках они оттачивали
мастерство, создавая живописные и графические работы. Лучшие работы
поступали в коллекцию архитектурного класса, значительное место занимали
проекты реставрации античных построек и их натурные изображения в рисунках
и акварелях.
|