Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Культурный обмен, имидж городов, уличное искусство и медиасреда.
Репортаж с работы секции "Креативная среда и урбанистика" VII Международного Санкт-Петербургского культурного форума

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Что способствует формированию имиджа города и восприятию страны в мировом масштабе, какую роль играет архитектура в культурном обмене, как культурное наследие влияет на "мир во всем мире", уместно ли изобразительное искусство в городском пространстве? Об этом читайте в нашем репортаже с секции "Креативная среда и урбанистика" Культурного форума в Санкт-Петербурге.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ СЕКЦИИ: СТРИТ-АРТ И КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН

Первый день работы секции открылся дискуссией "Искусство и городская среда", прошедшей на площадке Центрального выставочного зала "Манеж".

Искусству во всем мире давно тесно в стенах галерей и музеев и оно вышло за их пределы и стало, несомненно, неотъемлемой частью городского пространства. Но насколько оно легитимно и может ли считаться культурной средой города - эти актуальные вопросы были затронуты спикерами дискуссии. О возможностях совместной реализации стрит-арта, его уместности в городском пространстве и идеальных механизмах сосуществования власти и художников поговорили Татьяна Гук (Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы); Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы); Абдулрахман Аль Ишак (руководитель департамента "Паблик арт", ведомство музеев Катара); Покрас Лампас (художник-каллиграф, Россия); Виктор Раков-Йенгор (управляющий директор Ассоциации городского современного искусства, Норвегия); Денис Лео Хегич (Куратор фестиваля урбанистического искусства Monumenta Festival и Berlin Art Society); Алексей Партола (фотограф, куратор, автор проекта "Части Стен"). Модератором дискуссии выступила Анна Ялова - заместитель директора по развитию Центрального выставочного зала "Манеж".

 


"Стрит-арт - тема отличная, но я бы предложил делать его через профессиональные сообщества, приглашать в качестве кураторов, например, Третьяковскую галерею или музей современного искусства "Гараж", - сказал Сергей Кузнецов. По его словам, московские власти склоняются к привлечению экспертов и профессиональных сообществ к диалогу и продуктивной работе. "Недавно у нас был разговор с одной из художественных институций на эту тему, пока не хочу анонсировать, но говорили о том, что у художников уже есть интерес, чтобы прийти в тот или иной район реновации", - добавил он.

Участники дискуссии совпали во мнении, что стрит-арт - несомненно, настоящее искусство, которое должно представляться в уличном пространстве.

Алексей Партола и Покрас Лампас
 
Татьяна Гук и Сергей Кузнецов

Продолжилась работа секции пленарной сессией "Глобальное пространство культурного обмена", собравшей в Белом зале Главного Штаба Эрмитажа таких спикеров, как Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы); Марина Лошак (Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина); Михаил Куснирович (Президент и Председатель Совета Директоров Группы Компаний Bosco di Ciliegi); Франческо Бандарин (специальный советник ЮНЕСКО); Павел Трехлеб (директор ГАУК города Москвы "Парк Зарядье"); Пол Финч (Программный директор WAF, редакционный директор The Architectiral Revew); Рикарду Траде (исполнительный директор, Организационный комитет Олимпийских и Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году, специальный советник по вопросам подготовки чемпионата мира по футболу, Международная федерация футбола (ФИФА), Бразилия). Модератором сессии стал Михаил Швыдкой - специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

 

Сессия была посвящена культурному обмену в рамках крупных международных событий, влиянии масштабных спортивных соревнований, выставок, музыкальных фестивалей и политических саммитов на культурный фон и имидж страны. В разговоре были подняты темы итогов прошедших в нашей стране Олимпиады и Чемпионата Мира по футболу; восприятия России, "увезенного" с собой болельщиками; способах формирования современных городских традиций и роли, которую играет архитектура в культурном обмене.

"На Форуме всегда существует заглавная тема, в этом году тему, на которую будем "нанизывать" мероприятия секции "Креативная среда и урбанистика" мы выбрали сами. Это Чемпионат мира по футболу 2018, который прошел в нашей стране и отозвался на многих, не только спортивных моментах. Во время его проведения произошел огромный культурный обмен между гостями и жителями страны. Преобразования коснулись городской среды, и не только в Москве: все обратили свое внимание, как преображались города. Как говорил Лев Гумилев, этнос определяется, в первую очередь, вмещающим ландшафтом. Точно так же происходящее в культуре определяется средой, в которой это все происходит", - рассказал Сергей Кузнецов.

Любое крупное международное событие - это возможность для преобразования города и плановой стратегии, а архитектура как раз и становится важным инструментом для общественной коммуникации. Города и страны формируют восприятие себя, обращаясь к архитектуре - международному языку, создающему и поддерживающему культурный обмен. Чемпионат мира в России как раз и стал поводом для такого обмена. Качественную организацию мундиаля признал весь мир, но успеха не было бы без красивой и удобной инфраструктуры: в 11 городах-участниках, помимо стадионов, строились аэропорты, транспортные узлы, отели и т.д. Чемпионат привлек гостей из более, чем ста стран мира, и большинство людей, скорее всего, вряд ли бы посетили Россию, не случись этого крупного международного события. Были разрушены стереотипы и гости увезли с собой совершенно другой образ, отличный от того, что был у них до посещения нашей страны.

Выступление Марины Лошак
 
 
 
На фото справа - Рикарду Траде
 
ВТОРОЙ ДЕНЬ РАБОТЫ СЕКЦИИ: ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО

Работа секции 16 ноября стартовала с важнейшей сессии - "Международные события как драйвер развития городов и регионов". Ее участниками стали ведущие архитекторы и представители городских властей, которые рассказали, какие цели были поставлены и какие результаты достигнуты. В сессии приняли участие Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы); Владимир Григорьев (Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре - Главный архитектор Санкт-Петербурга); Владимир Плоткин (архитектор, партнер-основатель ТПО "Резерв"); Никита Явейн (архитектор, руководитель архитектурного бюро "Студия 44"); Алекс Лифшатс (архитектор, директор бюро Lifschutz Davidson Sandiland); Гэвин МакМилан (архитектор, старший директор Hargreaves Associates); Асиф Хан (архитектор и художник, Лондон); Пьер де Мерон (партнер-основатель архитектурного бюро HERZOG & DE MEURON). Модератором выступил Александр Змеул - главный редактор интернет-издания archspeech.


Масштабные мероприятия мирового значения становятся хорошим стимулом для развития городов - Универсиада в Казани 2013 года, Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014-м, Чемпионат мира по футболу в 2018-м в одиннадцати городах России - все они стали драйверами развития регионов. После завершения международных событий в городах остаются современные спортивные объекты, новые достопримечательности, повышается престиж города, а реализованные проекты используются для проведения последующих мероприятий. Но в то же время возникают и вопросы - нужна ли вся эта громадная инфраструктура городу, способен ли он с ней справиться и найти способы дальнейшего использования? Как интегрировать новые объекты в городские процессы? Ведь если заранее не продумать, как использовать объекты после завершения мировых мероприятий, то это может стать огромной проблемой.

По словам Сергея Кузнецова, Москва конкретно для Чемпионата построила немного. "Лужники после реконструкции заметно легче стало использовать для различных целей. Они стали более удобными для проведения концертов или праздников. Сейчас стадион загружен и работает постоянно". Кроме того, в результате проведения Чемпионата имидж Москвы заметно улучшился даже в глазах жителей.

Главный архитектор Санкт-Петербурга отметил, что главной проблемой, которая сейчас существует - это баланс интересов города и населения. "Понятно, что в современном мире города борются, прежде всего, за ресурсы, в том числе, человеческие и мировая конкуренция выходит именно на уровень конкурирования городов, а не стран. Конечно, в этом смысле развитие городов, связанное с проведением крупных международных событий - один из ключевых драйверов развития вообще мирового градостроительного процесса. Достаточно вспомнить, например, Барселону - именно проведение 25-х Олимпийских игр дало мощный толчок для развития города, но при этом, отдельные группы населения недовольны непрекращающимся потоком туристов, которых до проведения Олимпиады было в разы меньше; или Лондон, который также преобразили Олимпийские игры, при этом город является отличным примером того, как историческое наследие мирно соседствует с современным преобразованием. Сочи до проведения Игр и после - можно сказать, что это два разных места. Колоссальное развитие получил регион в целом и сам город, правда, использовать объекты инфраструктуры, построенные к проведению Олимпиады, оказалось сложнее, чем это можно делать в крупных городах, но, несомненно, регион получил свое "ядро"". Также Владимир Григорьев рассказал о современных архитектурных сооружениях, уже построенных и строящихся в Северной столице и призванных стать символами, достойными того, чтобы стоять в одном ряду с уже имеющимся культурным наследием Петербурга.

Примеры использования и интегрирования выставочных и спортивных пространств привел Владимир Плоткин, а более подробно о сочинских олимпийских объектах и их судьбах рассказал Никита Явейн.
Как считает Гэвин Макмиллан, реализация масштабных проектов должна решать глобальные проблемы, и к такой мысли приходят во всем мире. На примере олимпийских парков Сиднея и Лондона он показал, как улучшилась экологическая ситуация в районах, принимавших Олимпиаду. Пьер де Мерон обратил внимание на то, что воздействие крупных знаковых объектов должно происходить локально. Важно реализовывать их в зонах, нуждающихся в развитии. Асиф Хан назвал объекты, создающиеся для масштабных событий, черновиками городов будущего. По мнению архитектора, подобные события объединяют участников процесса в общем усилии, дающем в результате, невероятный эффект.

 
 

По завершении сессии, Асиф Хан, известный как мастер междисциплинарных проектов, основанных на спецэффектах, использовании новых технологий и материалов провел интереснейшую лекцию. Он великолепно чувствует цифровое время и пытается обращаться к Вселенной через интерактивные методы. Россиянам Асиф Хан известен олимпийским проектом MegaFace, который был представлен в сочинском павильоне компании МегаФон, а также совместным проектом с музыкантом Брайаном Ино на всемирной выставке Экспо-2017 в Астане. Архитектор создал самое черное архитектурное сооружение в мире - павильон, построенный в Олимпийской деревне в Пхёнчане и покрытый уникальным материалом, поглощающим 99% света, благодаря чему здание кажется абсолютно черным.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ РАБОТЫ СЕКЦИИ: ИМИДЖ ГОРОДОВ И МЕДИАСРЕДА

Третий, заключительный день работы секции "Креативная среда и урбанистика" был посвящен сессии "Имидж города: продвижение в медиапространстве". Спикеры - Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы); Павел Трехлеб (директор ГАУК города Москвы "Парк Зарядье"); Сергей Чобан (архитектор, руководитель бюро SPEECH); Дмитрий Ликин (главный художник Первого канала); Алина Сапрыкина (Директор Государственного бюджетного учреждения "Музейное объединение "Музей Москвы"); Екатерина Проничева (председатель Комитета по туризму города Москвы) и модератор Екатерина Мцитуридзе (генеральный директор АО Роскино) обсудили тему создания имиджа города с помощью медиа инструментов.

 
Сергей Чобан и Сергей Кузнецов


XXI век стал эрой визуализации. Медиа - кинематография, компьютерные игры, реклама, соцсети - создают наше восприятие городов. Визуальные картинки объединяют реальное и воображаемое пространство так сильно, что иногда становится сложно их разделить и часто город воображаемый кажется правдивее города реального. Внимание сессии было направлено на взаимопроникновение и взаимодействие города, архитектурных образов и медиа.

В ходе дискуссии Сергей Кузнецов поделился мыслями о том, что после Чемпионата Мира имидж России значительно улучшился. "Большое влияние оказали восторженные отзывы болельщиков, которые делились впечатлениями в соцсетях, и это произвёло поразительный эффект в медиапространстве. То же самое можно отнести и к архитектуре, и к городским программам".

Екатерина Проничева обратилась к теме территориального маркетинга. Сегодня целые страны имеют специальные агентства, занимающиеся формированием правильного имиджа и привлечением туристов. Особенно эффективна в этом плане киноиндустрия. "Миллионы путешественников выбирают направления на основе кино и сериалов. Интересно, что люди, выбирающие место своего путешествия исходя из медиапродуктов, очень активны в соцсетях. Таким образом получается интересный маркетинг-эффект - человек, побывавший где-то и рассказавший об этом большому количеству людей, имеет большое влияние. Медиа сегодня сильно влияет на экономику городов и стран… Интересен опыт Исландии, которая с 2010 года привлекла, благодаря съемкам сериала "Игры престолов", огромный поток туристов. По сравнению с предыдущими годами, он вырос более чем в 3 раза", - отметила эксперт. Но у такой популярности есть и оборотная сторона. Этот же сериал разрушительно сказался на объектах ЮНЕСКО в Хорватии. "Город Дубровник, несмотря на положительный экономический эффект, серьезно задумывается об ограничениях для посещения туристами", - пояснила Проничева.

Сергей Кузнецов отметил, что, в отличие от фестивалей и форумов, городские программы не так хорошо освещаются в медиапространстве. Кроме того, не стоит забывать, что человек в соцсетях скорее напишет негативный отзыв, чем оставит благодарность тем, кто все придумал и организовал. "Не надо надеяться, что позитивные вещи разойдутся, их надо делать публичными. Я, например, всегда стараюсь показать команду, авторское участие, это цепляет. Так мы делали при реализации проекта "Зарядье".

Также эксперты сошлись на том, что и сами пространства должны отвечать определённым требованиям. Для того, чтобы стать популярным, объект должен буквально притягивать внимание. "Человека всегда интересует картинка, исторически люди воспринимали город через рисунок, брали с собой в путешествия художников. На картинах мы видим выстроенные пространства, это сделано не случайно, так задумано. Архитектура должна быть фотогенична, так ее воспринимают наши глаза", - добавил Сергей Чобан.

Это мнение поддержал режиссёр Клим Шипенко, имеющий большой опыт съемок в разных странах и городах: "Перед нами целая экосистема: кинематографисты сильно вдохновляются архитектурой. Смотришь на места и в голове рождаются сцены. Потом зритель будет воспринимать город через фильм".

Другими мыслями поделился главный художник Первого канала Дмитрий Ликин. По его словам, не стоит слишком сильно руководствоваться общественным мнением, потому что вкусы большинства, если обратиться к рейтингам телеканалов, как правило, сводятся к низкосортным передачам.


Завершилась работа секции презентациями монографии "Зарядье" и книги "Развитие Евразийских городов".

 

Напомним, что VII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходил с 15 по 17 ноября и основной его темой стала "Культура как стратегический потенциал страны". Форум посетило более 35 тысяч человек, гостями мероприятия стали посетители из 101 зарубежного государства.

Статья подготовлена Натальей Леденёвой для ARCHITIME.RU
Использованы материалы, предоставленные пресс-службой Москомархитектуры и culturalforum.ru
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru