Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Так считает ИГОРЬ САФРОНОВ, инженер, промышленный дизайнер. Накануне старта "Дней промышленного дизайна в Сколково" он рассказал ARCHITIME.RU о том, что такое невидимый дизайн, как жить и работать в мире, в котором уже все придумано, а также о том, дизайн помогает наводить порядок в шкафу и голове.

 
 

Игорь, какую роль в современном обществе играет дизайнер? Кто он: творец или "сервисный работник"?

- В начале разберемся со словом "Творец". Еще полвека назад американский инженер и изобретатель Ричард Бакмистерн Фуллер сказал, что дизайнер - это синтез художника, изобретателя, механика, объективного экономиста и эволюционного стратега. Слово "Творец", причем, с большой буквы, здесь очень подходит, потому что речь идет о создании так называемой "второй природы", созданной руками человека. То, насколько мы умеем создавать и управлять ею, и квалифицирует уровень развития нашего общества и степень его влияния на мировые процессы.

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

Теперь, что касается "сервисного работника". На мой взгляд, в определении "сервисный дизайн" нет ничего уничижающего профессию. Напротив - сервисный дизайн - это так называемый дизайн невидимого. Емкость этого сегмента намного превышает емкость дизайна предметного или видимого. По сути, она бесконечна. Сервисный дизайнер проектирует не предмет, а интеракции между людьми. А в данной сфере речь идет, прежде всего, об умении работать с непредсказуемым - компетенции, которая становится одной из наиболее востребованной сейчас, когда рушатся модели старой экономики. В новых моделях от дизайнеров будут востребованы совершенно иные функции.

Предметный дизайн сегодня - это как выеденное яйцо. После Филиппа Старка и Карима Рашида в данной сфере делать нечего. Нужно брать готовые формы, не тратя время на очередную интерпретацию сделанного, и двигаться дальше.

- И куда же двигаться дизайнеру в мире, где все создано до него?

- В направлении к беспредметному или невидимому дизайну. Поясню на бытовом примере. Возьмем компанию Apple. Я восхищен их сервисным дизайном. Когда у меня зависает компьютер, они могут несколько часов провести со мною на телефоне, давая мне инструкции, как можно перезапустить систему. В итоге я получаю работающую модель, не вставая с рабочего места. Так вот, сервисные инженеры из Apple занимаются именно невидимым дизайном - выстраивая цепочку взаимоотношений компьютера, операционной системы, пользователя, бренда.

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

- В вашей логике функционал дизайнера стремится к бесконечности. Есть ли какие-то границы? Или все, что хорошо придумано и работает в этом мире, - все это придумали дизайнеры?

- Но так оно и есть. Роль дизайнера в современном мире - абсолютна. Все остальные формы сознания - вторичны. Герберт Саймон в своей работе "Наука искусственного" дал такое определение: "Дизайн заключается в разработке действий для изменения существующей ситуации на более предпочтительную". Я с этой формулировкой полностью согласен и считаю, что степень предпочтительности и определяет эффективность дизайна.

По своей природе дизайн имеет три начала. Первое - это открытие того, чего не было до сих пор. Пример абсолютной новизны: швейная машинка "Зингер". Таких открытий делается очень немного - единицы за каждое столетие. Второе начало дизайна - интерпретации открытия, которых может быть множество. Третья форма - это стайлинг, когда техническая составляющая изобретения остается неизменной, меняется только оболочка - для маркетинга и продаж. Яркий пример стайлинга - дизайн среднестатистического современного автомобиля, который давно уже "играет" только оболочками и маркетинговыми стратегиями.

- Видимый, предметный дизайн, с вашей точки зрения - это тупиковая ветвь развития?

- Видимый дизайн - это приложение к невидимому. Дело в том, что наш мир постепенно дематериализуется. Благодаря технологиям многие функции выполняются без материального наполнения. Пример: раньше были бумажные газеты, сейчас они нам, по сути, не нужны.

Сейчас мы со студентами кафедры Архитектурной среды в Институте бизнеса и дизайна, например, делаем проект, имеющий прямое отношение к невидимому дизайну. Проект называется "Стоп, хлам!". Это - технология, которую мы придумали "с нуля", заключается в бережливом отношении к вещам в доме, умению их хранить. IT-приложение в смартфоне помогает своему владельцу быстро находить любую вещь в доме, не держать в голове, где они находятся. В результате в доме появляется порядок. Более того, у вас не будет лишних вещей, поскольку система поможет вам от них избавиться. Например, если вы полгода не носили кеды, вам на мобильник придет предложение продать их на "Авито". Причем, вам нужно будет только назвать цену, и все автоматически уйдет в продажу.

Что такое видимый дизайн в данном проекте? - Любой дизайн системы хранения вещей. Пример: управляемые ящики шкафа для одежды, чтобы найти любую вещь в которых, достаточно нажать кнопку на телефоне - и откроется нужное отделение. Сам шкаф - это материальный объект. Но мы на нем не зацикливаемся, поскольку считаем это инструментом для решения задачи. Самое же главное в проекте лежит в области невидимого дизайна. Это - технология, которая меняет поведение человека в сторону бережливого отношения к окружающему миру, влияет на его сознание.

Кстати, в качестве одного из образцов для подражания в рамках работы над этим проектом мы взяли концепцию развития компании Toyota, которая уже очень давно, в том числе и в сфере дизайна, занимается не созданием оболочки или wow-эффектов, а тем, как избежать потерь, сохранять ресурсы, экономить энергию. К сожалению, дизайнеры крайне редко смотрят в этом направлении. Большинство озабочено тем, чтобы придумать что-то такое эдакое, чтобы все ахнули.

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

- Насколько потенциальные потребители или заказчики готовы к тому, что дизайн - это не про "ахнули", а про перемены в поведении и мышлении?

- Возможно, мне везет, но я постоянно встречаю отклик на инновации. Мне кажется, что люди в принципе хотят перемен, они готовы экспериментировать, рисковать, особенно, если им становится понятным твоя идея. Собственно, в этом и есть ответ на ваш вопрос: если дизайнер готов и умеет донести свою идею, ее суть, преимущества, то проблем с аудиторией не будет. Я считаю, что практически любой человек, если ему "раскрыть глаза", является потенциальным потребителем невидимого дизайна.

- Как измерить уровень профессионализма в сфере невидимого дизайна, когда результатом труда является не осязаемая и прекрасная машинка "Зингер", а, например, дизайн взаимодействия человека и его кроссовок?

- Для меня существует очень простые критерии. Во-первых, я хочу видеть от дизайнера не менее 10 работающих идей. Во-вторых, в продукте или проекте дизайнера должен быть продуман жизненный цикл и сервис. Потому что система, складывающаяся вокруг продукта - это главное, что сейчас происходит в дизайне. Созданный вами продукт приходит в этот мир благодаря вам, вы создаете ему бесконечно длинный жизненный цикл, благодаря его качеству, благодаря его, скажем так, "спокойному" дизайну. Это еще один очень важный критерий профессионализма и качества в современном мире - у долгоиграющего продукта дизайн должен быть настолько сдержанным, что он не выходит из моды, не устаревал морально, работал, по сути, бесконечно. Если дизайнер имеет примерно такое представление о профессии, то он - Творец с большой буквы.

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

- Чем работа дизайнера в России отличается от мировой практики?

- В нашей стране до сих пор торжествует предметный дизайн, поскольку не изжито раболепие перед материальным. Это накладывает отпечаток на сферу деятельности дизайнера. Что касается способа работы, процесса дизайнирования, то и здесь, на мой взгляд, есть существенные отличия. Западный дизайнер готов делать сотни итераций, чтобы приблизиться к тому идеалу, о котором мечтает.

Возьмем, к примеру, британского бизнесмена Джеймса Дайсона, имя которого прочно ассоциируется с изобретением пылесосов нового типа. Прежде чем он добился признания, он создал несколько сотен прототипов, причем, работающих. Он влез в миллионные долги, рисковал всем, и в итоге сделал революцию в своей сфере. Эта одержимость, на мой взгляд, характерна для европейского типа дизайнера - он не может первую попавшуюся идею выдать как единственно верную. Дескать, я - гениальный дизайнер, я все сказал. Нет! Даже настоящий гениальный дизайнер тратит множество времени и сил на свою работу.

Вот этому процессу, на мой взгляд, у нас не учат. Просто потому, что у нас отсутствует производственная база, позволяющая создавать прототипы продукта. В Европе же множественное прототипирование - важнейшая часть процесса, позволяющая его осмыслить и усовершенствовать. Поэтому российский дизайн - он такой, какой есть. Безусловно, случаются талантливые вещи, но системы их производства не существует.

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества

- Каким вы видите будущее мирового дизайна?

- Я считаю, что одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества. Сейчас дизайн во-многом все-таки обслуживает низменные интересы людей, помогая демонстрировать свое превосходство при помощи вещей. Это разделяет мир, делая одних людей - несчастными, а других - дураками. На самом деле, дизайн должен служить большинству, потому что именно большинство определяет социальную эко-систему.

- Как это может быть устроено на практике?

- Приведу один пример. На Западе вот уже лет пять популярна идея так называемой циркулярной экономики, которая должна заменить линейный тип экономики, описываемый простой формулой: "добываем-перерабатываем-выбрасываем". Циркулярная экономика предполагает, во-первых, что продукт в ней может находиться бесконечно долго, что осуществляется за счет таких сервисных моделей, как прокат, ремонт, восстановление, переработка и пр. Предполагается, что уж если мы что-то один раз сделали, то это должно по возможности служит вечно и не попадать в урну. Вокруг этой идеи зародилось движение, которое на сегодняшний день насчитывает сотни тысяч предприятий, которые в разных масштабах занимаются созданием циркулярного производства и дизайн-системы, предполагающей моделирование и управление всеми циклическими процессами. Мир реально увлечен этим. Компания IDEO - лидер мирового рынка дизайна, которая одна из первых включилась в это движение, создала даже своего рода каталог по циркулярным технологиям.

- Какое будущее у дизайна в России?

- Во-первых, в мире нет сегодня той модели, которую стоило бы заимствовать, развивая рынок дизайна в нашей стране. Подражать некому. И это, как мне кажется, прекрасная мотивация для творческих людей, которая провоцирует их идти своим путем. Нам нужно создавать свою модель жизни и свои модели дизайна.

Во-вторых, у нас, как у страны, общества, есть одна особенность, которая может определить вектор движения - общинность сознания и отрицание индивидуализма - того, что так важно в Европе. Это предоставляет совершенно иные возможности. Работая и учась в Европе, я очень часто сталкивался с тем, что, участвуя в "мозговых штурмах" люди, в первую очередь, стремятся застолбить свою идею, свою точку зрения, а не придумать классный продукт.

Сейчас, работая со студентами в России, я вижу противоположную картину: все в команде работают не на себя, а на общую цель и идею, на то, чтобы найти новое качество продукта, приблизиться к его совершенной форме и функции. Меня восхищает это умение - трудиться коллективно, заложенное, как мне кажется, в нашей природе. Поэтому я очень оптимистично смотрю на наше будущее. Если бы хоть немножко были бы созданы условия в обществе для развития и поддержки, в частности, креативных индустрий, то все бы вокруг благоухать стало…

Одна из основных функций дизайна будущего - демократизация общества


СПРАВКА ОБ ЭКСПЕРТЕ:

ИГОРЬ САФРОНОВ

Промышленный дизайнер, MA/McS Innovation Design Engineering, лауреат государственной Премии в области литературы и искусства в номинации "Промышленный дизайн" 1998 года.

Окончил Московский авиационный институт, принимал участие в проектировании и испытаниях беспилотного "Бурана", затем открыл свою компанию "Биоинъектор" по производству сейфов. Команда из инженера и двух архитекторов сделала продукт столь высококачественным, что наладила поставки в Европу, получила патенты и серьезный статус на мировом рынке.

В 55 лет бизнесмен продал активы и уехал в Лондон, закончил магистратуру в области искусства и науки, а, вернувшись в Россию, начал преподавать в Институте бизнеса и дизайна.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Дни промышленного дизайна в Сколково 2018 Дни промышленного дизайна в Сколково 2018
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru