Конкурс АРХИТАЙМ и ТК Конструктор  Конкурс АРХИТАЙМ и ТК Конструктор

          
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

100 лет Баухаус. В чем секрет успеха самой знаменитой школы искусств и дизайна XX века?

 

100 лет назад, 25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар открылось учебное заведение, где были заложены основы обучения дизайну, – BAUHAUS. По сути, сама профессия дизайнера родилась именно здесь. Школа просуществовала всего 14 лет. За этот короткий срок из-за проблем с финансированием и преследования властями она вынуждена была несколько раз переезжать из города в город, здесь сменилось трое директоров, да и эстетические установки менялись и трансформировались. Тем не менее, влияние Баухауса распространилось на весь мир, а идеи, рожденные здесь, актуальны до сих пор. Почему же ни одна из более поздних художественных школ не смогла достичь подобного успеха?

 
 
В этом году знаменитой школе Баухауз 100 лет. Фото © ARCHITIME.RU


ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЫ БАУХАУС


После Первой мировой войны жизнь в Европе существенно изменилась. Люди нуждались в новом способе взаимоотношений с миром на всех его уровнях, в том числе эстетическом. Для этого было необходимо новое искусство, новый художественный язык, и школа Баухаус (нем. "дом строительства") целиком и полностью отвечала этим потребностям общества.


Баухаус зарождается в Германии в 1919 году в сложный для страны революционный период, последовавший за крушением Империи. Школу возглавил немецкий архитектор Вальтер Гропиус. Именно он сделал учебное заведение средоточием всех новейших идей в области дизайна, формировавшихся в целом в Европе два предыдущих десятилетия.


Баухаус формировал и развивал новую эстетику, новое отношение к быту, к архитектуре, искусству и стал источником развития дизайна в принципе. Поэтому Гропиус приглашал преподавать здесь в основном радикально настроенных художников, таких как Пауль Клее и Василий Кандинский. Для каждого из них это был вызов. Преподаватели стремились к грандиозной социальной реформе и верили, что созданное с их помощью новое искусство поможет воспитать личность нового типа, верили в счастливое будущее человечества. Они хотели радикальных перемен, хотели создать что-то действительно новое. Но для этого им нужно было самим это новое сформулировать и взрастить в себе.

Прогулка по школе Баухаус в Десасау. Видео © ARCHITIME.RU

МАНИФЕСТ ШКОЛЫ

Архитектор и даже целые школы, которые хотят заявить о себе, в наше время вполне могут обойтись без манифестов. Представить такое в первой половине прошлого века невозможно. Был свой манифест и у Баухауса. Его создал первый директор школы – Вальтер Гропиус. В этом документе есть ряд принципиальных моментов, на которые стоит обратить внимание.


Во-первых, конечной целью любого творца провозглашается здание. Но, по мнению Гропиуса, архитекторы, художники и скульпторы обязаны заново изучить его многогранный образ. Постичь его целостность и каждый элемент в отдельности, чтобы вдохнуть в здание утраченный на тот момент дух архитектоники.


Во-вторых, Гропиус призывал и живописцев, и скульпторов, и архитекторов вернуться к ремеслу. Он называл художников ремесленниками высокого класса. Главная идея заключалась в том, что человек, постигший азы ремесла, научившийся делать что-то своими руками, не станет в дальнейшем уповать на подражательство и слепое копирование, так как его одаренность будет охраняться ремеслом.


Но самый главный пункт манифеста – это, безусловно, стремление объединить все виды творчества: живопись, архитектуру, философию, социальные науки, градостроительство, графику, скульптуру, чтобы создавать "произведения великого универсального искусства" – здания, в которых не будет границ между монументальной и декоративной составляющими.


Примечательно, что при этом в Баухаус в первое время не было даже архитектурного факультета. Таким же образом строился здесь учебный процесс?

 
Постеры из музея Баухауз. Фото © ARCHITIME.RU


ОБУЧЕНИЕ В БАУХАУС

Дизайн во всем мире до сих пор преподается с использованием методик, которые были разработаны в Баухаусе. Здесь родился метод обучения на основе мастерских и представление архитектурного проекта в аксонометрии. А главное новшество состояло в том, что приоритет отдавался практическим занятиям, а изучению истории искусства уделялось значительно меньше времени, чем в классических учебных заведениях. При этом навыкам профессии учили мастера-ремесленники, а за эстетическую составляющую отвечали художники.


В мастерских Баухаус. Фото © ARCHITIME.RU


В мастерских студента знакомили со всеми элементами процесса производства - от владения инструментами до решения проектных задач. При этом главным было единство искусства и технологии. Целью такого подхода было преображение форм предметного мира, за счет чего дизайнеры стремились гармонизировать жизнь человека.


Саму схему учебного процесса Гропиус изобразил в виде концентрических колец. Наружное – формально-художественные дисциплины, далее - три года практики, а затем - участие в строительстве реального объекта.


Однако главным достижением системы обучения в Баухаусе явилось то, что здесь впервые был сделан акцент на индивидуальности учащегося. Уникальная творческая атмосфера школы породила новый тип студента-художника – творческую личность, свободную от всяких условностей.


ЗНАМЕНИТЫЕ ДИРЕКТОРА BAUHAUS

За короткую историю Баухаус школой руководили три выдающихся специалиста своего времени. И каждый из них по-своему повлиял на учебный процесс. Если Вальтеру Гропиусу, руководившему с 1919 по 1928 год, удавалось сохранять связь модернизма с его культурными истоками, то его преемник – Ханнес Мейер – сделал больший акцент на функционализме. При этом он был радикальных политических взглядов и настаивал на том, что дизайнерам стоит перестать уделять пристальное внимание эстетике и заниматься решением социальных проблем.


"В каждом принимаемом дизайнером творческом решении мы распознаем организованную форму существования, каждое такое решение является отражением современного общества. Баухаус в Дессау – это не художественное, а социальное явление. Мы принимаем структуру и жизненные потребности нашего общества как данность. Мы стремимся как можно полнее изучить народную жизнь, как можно глубже проникнуть в нее, как можно шире понять наше общество. Мы, творчески мыслящие дизайнеры, – слуги этого общества", – писал Мейер.


При этом он сделал школу более коммерчески успешной. Повлиял Мейер и на учебный процесс, введя в обязательную программу экономику, психологию и изучение марксизма.


Сменивший его в 1930 году Мис ван дер Роэ вновь изменил этические установки школы, заявив о том, что архитектура должна заниматься архитектурными проблемами, а социальные задачи – не ее дело. Роэ стал последним директором Баухауса. Он возглавил школу в непростое время, когда она подверглась гонениям со стороны набиравшей силу идеологии фашизма. В 1931 году Баухаус переезжает из собственного здания в Дессау в Берлин и размещается в бывшей телефонной фабрике на окраине города. А в 1933 году и вовсе прекращает свое существование.

Вальтер Гропиус
Фото: tunnel.ru
Ханнес Мейер
Фото: thecharnelhouse.org
Мис ван дер Роэ
Фото: thecharnelhouse.org


ЗДАНИЕ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ШКОЛЫ БАУХАУС

Уже через пять лет после возникновения в Веймаре школы Баухаус Гропиусу пришлось искать для учебного заведения новое здание. К власти в городе пришла радикальная правая партия, которая стремилась избавиться от свободолюбивых художников. Вопреки ожиданиям, этот переезд стал одним из важнейших событий не только в истории Баухауса, но и в развитии архитектурной мысли всего XX века.

 
   
   
 
100 лет Баухаус. Фото © ARCHITIME.RU


Школа разместилась в небольшом городке Дессау, где для нее специально было возведено новое здание, спроектированное самим Гропиусом. Оно стало настоящим манифестом Баухауса, только уже не на бумаге, а в архитектурном сооружении: простота форм, функциональность и экономия материалов – вот основные слагаемые его конструкции.


Это, одно из самых известных зданий из бетона, стекла и стали, стало настоящим откровением для своего времени. Железобетонная конструкция его каркаса обеспечивала баланс с тремя различными стеклянными фасадами. По сути, конструкция здания словно обрамлена стеклянными шторами. Это сделано для того, чтобы обеспечить хорошее освещение в многочисленных мастерских. Смелость архитектора заключается в том, что он не побоялся в больших масштабах использовать новые, на тот момент, материалы: железобетон, листовое стекло, металлопрокат.

Фото: brenne-architekten.de
 
 
 
Интерьеры, школа Баухауз. Фото © ARCHITIME.RU

Кстати, сегодня в здании Баухаус в Дессау может остановиться любой турист, желающий проникнуться духом школы. Прямо в крыле Preller house, с балконов которого свешиваются студенты на фотографиях из всех книг и учебников. Стоимость весьма демократичная :-)

Здание Баухаус в Дессау – это образец архитектурного рационализма. Его чистые объемы, современные строительные материалы, масштабное горизонтальное остекление, отсутствие внешних украшений и орнаментов, единый дизайн всех составляющих, связь внешних и внутренних пространств благодаря стеклянным стенам – все эти детали того мира, который в дальнейшем создадут выпускники Баухаус. Но что же создавалось внутри этих стен?

ЗНАМЕНИТАЯ МЕБЕЛЬ БАУХАУС

Предметный дизайн всегда был важен для Баухаус не только как метод обучения архитектора, но и как часть самофинансирования. Изделия, разработанные здесь, хорошо продавались и приносили доход. Перечислить все многообразие созданных в стенах Баухаус предметов в рамках одной статьи невозможно. Остановимся на самых известных из них. Это, конечно, кресло "Wassily", на проект которого Марселя Бройера вдохновил каркас велосипеда из согнутых металлических труб. Детская колыбель Питера Келера – в ее основу легли простые геометрические формы и подробно изучаемая в Баухаусе теория цвета. Шахматные фигуры, внешний вид которых упрощен до символа выполняемых ими на доске игровых функций, придуманные Йозефом Хартвигом. Стул "Brno" от Людвига Миса ван дер Роэ, чайник "Tea infuser" от Марианны Брандт и множество других предметов, в основе которых лежит функциональность и простота геометрии.

Знаменитые предметы мебели Баухауз. Кресло "Wassily", Марсель Бройер
Фото © ARCHITIME.RU
 
Стул "Brno", Людвиг Мис ван дер Роэ
Чайник "Tea infuser", Марианна Брандт
Фото: culturainquieta.com
 
Шахматные фигуры, Йозеф Хартвиг
Фото: culturainquieta.com
Детская колыбель, Питер Келер
Фото: wienmitkind.at

Надо сказать, что предметный дизайн был не единственным источником дохода школы. Студенческий театр Баухаус давал оригинальные костюмированные представления, которые пользовались популярностью у публики. Причем замысловатые костюмы актеров не только привлекали зрителей, но и способствовали обучению студентов – двигаясь в них, молодые люди учились по-новому воспринимать окружающее пространство.

Сейчас в здании школы Баухаус в Дессау, кроме выставок, есть также и музей-магазин, где можно купить
культовые предметы мебели в современном исполнении и множество разных предметов дизайна
Фото © ARCHITIME.RU

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ БАУХАУС ПО ВСЕМУ МИРУ

Как не удивительно, но широкому распространению идей Баухауса во всем мире во многом способствовало преследование школы со стороны фашистов и ее закрытие по политическим мотивам в 1933 году. Преподаватели и многочисленные студенты покидали Германию и разъезжались по всему миру, унося с собой творческое наследие Баухауса. Идеи школы оказались настолько мощными и актуальными, что их невозможно было уничтожить даже с помощью политических репрессий.


Англия, Япония, Северная и Латинская Америка, Израиль и множество других стран стали благодатной почвой для идей Баухауса. Что касается архитектуры, то самым ярким наследием раннего модернизма является квартал "Белый город" в Тель-Авиве. За последние 20 лет здесь была проведена масштабная реконструкция, и теперь эти архитектурные памятники можно увидеть во всем их блеске. Этому уникальному району была посвящена выставка "Баухаус. Белый город Тель-Авива", прошедшая недавно в Москве, в Государственном музее архитектуры имени Щусева.

Derech Begin, by Shlomo Liaskovski & Jacob Orenstein, 1935. Фото: wallpaper.com
 
Фото: moodyroza.com
 
Frug Street, by Yehuda Liulka, 1936. Фото: wallpaper.com
 
Emile Zola St, by H Sima and A Glick, 1935
Mikwe Israel, by Emanuel Helbert, 1936
 
Фото: wallpaper.com

ВЫСТАВКИ И СОБЫТИЯ, ПРИУРОЧЕННЫЕ К 100-ЛЕТИЮ БАУХАУС

Вообще, столетию Баухауса посвящено множество выставок и культурных событий, уже прошедших или только запланированных на 2019 год. Творческое наследие школы так широко, что мероприятия охватывают большое количество городов по всему миру.


Фестиваль, посвященный юбилею Баухауса (das eroffnungs festival), прошел с 16 по 24 января в Берлинской галерее искусств. В программе было множество концертов, инсталляций, мастер-классов и лекций, погружающих зрителей в творческую атмосферу знаменитой школы.

Мы побывали там и делимся самыми интересными моентами.

Начнем с кинетической и звуковой инсталляции Noise Signal Silence, принимающей сигналы из космоса с помощью радиотелескопа и визуализирующей их через систему радиальных рычагов. Завораживает...

Видеозарисовки с выставки. Психоделика - релакс - атмосфера. Das eröffnungs festival

Там же была представлена экспозиция театральных костюмов, которые Баухаус разработывал в 20-е годы. В 2014 году была сделана реконструкция для мюнхенской оперы, имеено она и была показана на выставке.


Костюмы Баухаус

Костюмы Баухауз. Фото и видео © ARCHITIME.RU

Также в Берлине, в Das Brohan-Museum, с 24 января по 5 мая проходит выставка "От декоративно-прикладного искусства до Баухауса. Искусство и дизайн – новое единство!" (Von ARTS and CRAFTS zum bauhaus). Ее экспозиция посвящена связи Баухауса с европейским модернизмом. В январе в Сан-Пауло действовала выставка о влиянии Баухауса на традиционное искусство американских континентов. А роттердамский музей Boijmans Van Beuningen до 26 мая этого года организует экскурсионный тур по городу, охватывающий ключевые места, связанные с школой Баухаус.


В Москве, помимо выставки в Музее Щусева и других мероприятий, 25 апреля в Российской государственной библиотеке искусств стартует выставка "Игры в BAUHAUS". Но, пожалуй, самое ожидаемое среди юбилейных мероприятий – экспозиция Оriginal Вauhaus, открывающаяся в сентябре в Берлинской галерее. Здесь будут представлены уникальные архивы, позволяющие лучше понять 14-летний путь школы.


ТАК В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ УСПЕХА ШКОЛЫ BAUHAUS?

Конечно, ответить на этот вопрос однозначно и исчерпывающе, вряд ли возможно. Но есть некоторые особенности, которыми, кроме Баухауса, не обладает ни одна школа. Во-первых, это уникальное учебное заведение последовательно возглавляли ключевые для своего времени личности, трое ведущих дизайнеров первой половины XX века: Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер и Мис ван дер Роэ. Во-вторых, знаковое здание в Дессау стало наглядным и исчерпывающим воплощением философии школы, в нем отчетливо видны архитектурные принципы Баухауса. Столь ярким "манифестом в камне" не может похвастать ни одна другая школа. В-третьих, в стенах Баухауса было сделано очень многое для развития доминирующего на протяжении большей части XX столетия культурного течения – модернизма. И все-таки не менее важной составляющей успеха является та свобода, которая царила в стенах Баухауса и в мышлении тех, кто так или иначе соприкоснулся с этим учебным заведением. Без нее наследие Баухауса не было бы столь значительным.

Фото: brenne-architekten.de

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------


© 2007 - 2019, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100