Выставка "Архнадзора", посвященная утратам
железнодорожного наследия по всей России за последние 10 лет,
переехала из Музея архитектуры им. Щусева в Центральный дом архитектора
и будет экспонироваться в исторических интерьерах Синей гостиной.
С момента появления в России первых железных дорог их строительство
стало делом государственной важности. По традиции, заложенной
еще Николаем I, проекты новых линий утверждали и курировали лично
российские императоры. Железнодорожные магистрали строили лучшие
инженеры и архитекторы. Они связали всю Россию, вытолкнув на авансцену
одни городишки и утопив в безызвестности другие. Благодаря строительству
станций процветали мануфактуры близлежащих населенных пунктов
– но и вырубались сады под организацию летних дач. Железная дорога
стала символом прогресса, а здания вокзалов, построенные с середины
XIX века до начала Гражданской войны, были не только функциональны,
но и красивы.
За последние 10 лет – время, прошедшее с момента создания ОАО
РЖД, – железные дороги понесли массу утрат. Акционерное общество
не равняется государству и не может мыслить в масштабах страны.
Так, выигрывая пятачок земли под новое строительство (необходимость
которого отнюдь не всегда очевидна), новые владельцы уничтожают
старинные здания, хранящие память о многих выдающихся людях прошлого
и позапрошлого веков.
ОАО «РЖД» достались в наследство сотни красивейших исторических
зданий: депо, водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки.
Многие из них созданы выдающимися зодчими: К. Тоном, Л. Кекушевым,
И. Ивановым-Шицем, А. Бенуа, А. Щусевым.
Однако ОАО «РЖД» явно не дорожит полученным. За последние десять
лет железнодорожное наследие России понесло невосполнимые потери.
В
экспозиции собраны примеры:
-
бессмысленных сносов (Веерное депо в Москве, вокзал в
Войсковицах Ленинградской области, подмосковная платформа
Ильинское – последний дачный вокзал России);
- безграмотной реконструкции и искажения исторического
облика (вокзал станции Кипрево во Владимирской области;
многочисленные постройки Московской окружной железной
дороги);
- зданий под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель
в Новосибирске);
- сгоревших вокзалов (Калязин Тверской области, платформа
Курорт в черте Петербурга), заброшенных зданий (практически
все водонапорные башни).
В
экспозиции собраны примеры самых явных утрат, сносов, неграмотной
реконструкции, которой подвергались здания вокзалов, водонапорных
башен и депо разных железнодорожных линии России.
На выставке можно увидеть то, что мы никогда уже не увидим
из окна поезда, узнать об истории строительства и уничтожения
объектов железнодорожного наследия; понять, ради чего гибли
исторические постройки и стоило ли платить за это такую
цену.
«Архнадзор» и Союз московских архитекторов рассчитывают,
что экспозиция привлечет внимание общества и профессионалов
к проблеме его сохранения.
|
|
Открытие
выставки: 2 декабря в 19-00.
Адрес экспозиции: Гранатный переулок, 7, строение 1, 2-й этаж,
Синяя гостиная.
Вход свободный.
В кассе ЦДА будет продаваться каталог.
Время работы выставки: с 2 по 13 декабря,
пн-сб, с 12-00 до 22-00.
|
|