Мавзолей
(лат. mausoleum, от греч. mauswleion) - монументальное погребальное
сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда)
поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе
(ныне в Турции, 4 в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем
Риме и в средние века на Востоке В архитектуре тоталитарных государств
XX в. тип мавзолея получает новое развитие в качестве гробниц для вождей.
Манеж (франц. manege) - прямоугольное или круглое здание без
внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде,
конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны
манежи XVIII - XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве,
1817-25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О.И.
Бове).
Мансарда (франц. mansarde) - помещение (преимущественно жилое)
на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей:
верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана
французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда - любое
помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска)
- декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном
или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны
помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов,
используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на
месте рта), а также для украшения мебели.
Мастаба (араб., букв. каменная скамья) - современное название
древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов (ок. 3000-2800
гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до н.э.). Состоит
из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане
сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру
стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными
статуями, рельефами, росписями.
Машикули (франц. machicoulis) - навесные бойницы, расположенные
в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием
огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались
как элемент архитектурного декора.
Медальон (франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное
от medaglia - медаль) - изобразительная или орнаментальная композиция
(лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом
обрамлении.
Мезонин (от итал. mezzanino) - надстройка над средней частью
жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России
мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных
и особенно деревянных малоэтажных зданий.
Метопа (греч. metwpon) - прямоугольные, почти квадратные плиты,
которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы
иногда украшались рельефами, реже - живописью. Первоначально (до развития
каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные
промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.
Мечеть (от араб. масджид - место поклонения) - мусульманское
культовое сооружение. С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной
(мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный
план, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный
зал) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались
одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. В различных странах под
воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечетей.
Микрорайон (от греч. mikro - маленький и франц. rayon - радиус,
район) - первичная единица современной жилой застройки города. Микрорайон
состоит из комплекса жилых домов и расположенных вблизи них учреждений
культурно-бытового обслуживания населения (детские сады, ясли, школы,
столовые, универсамы, магазины промтоваров первой необходимости).
Минарет (от араб. манара, букв. - маяк) - башня (круглая, квадратная
или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится
рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто
имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты),
в поздних - внутри башни. Различаются два основных типа минаретов -
четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные (Ближний и Средний
Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной
керамикой, ажурными балконами.
Модульон, модильон (франц. modiglione) - архитектурная деталь
типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза,
преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет только
декоративную роль.
Монастырь (греч. monasthrion - уединенное жилище, от mona - одинокий
и threw - оберегать) - общины монахов (мужские монастыри) или монахинь
(женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
Древнейшие монастыри - буддийские - появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э.
в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные
монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун
близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные
залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные,
библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной
Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV - XVII вв.) имели характер живописных
комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных
храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных
деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно
располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном
представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.
Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся
в IV - VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены
мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для
жилья, трапезы, чтения. В VI - IX вв. сформировался архитектурный тип
западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился
план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.), имевшего регулярную
планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр
с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями и постройками
(Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.).
Композиция монастырей варьировалась различными монашескими орденами.
С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и
залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, кон.
XIII - XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли
на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри
Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную
планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в
Константинополе, V - XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X - XI
вв., в Метеоре XIV - XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с
башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная,
колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны
пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные
ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении
учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное
окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом.
Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями
(Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные
вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную
линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий
монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до сер. XVI в. были
строгими, лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.
В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение.
Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных
компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В
-20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли
в застройке города.
Мукарны, мукарнасы, сталактиты - в архитектуре Ближнего и Среднего
Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими
друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах и т.д. Напоминают
сталактиты в пещерах.
Мутулы (от лат. mutulus) - плоский наклонный выступ под выносной
плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому,
стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
|