Название постройки: Музей
Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum)
Автор: Фрэнк
Ллойд Райт
Дата постройки: 1957-1959 гг.
Место нахождения: Нью-Йорк,
США
В 1959 году на Пятой авеню города Нью-Йорка появилось
здание, навсегда изменившее архитектурную типологию музейных пространств.
Создав Музей Гуггенхайма, Фрэнк
Ллойд Райт дал нам возможность совершенно по-новому взглянуть на
саму роль музея в культуре. Современные музеи - это уже не просто места
для хранения ценных артефактов или национальные сокровищницы, а эпицентры
развлечений, зрелищ и городского развития. Но чем объяснить, что архитектор,
проектируя Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, почти полностью проигнорировал
специфику заказа, из-за чего интерьер плохо подходил для своего основного
назначения - демонстрации предметов искусства? Неужели Фрэнк Ллойд Райт
уже в середине ХХ века предвидел, каким станет искусство в будущем?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понимать, какими
принципами архитектор руководствовался в своем творчестве. Фрэнк Ллойд
Райт являлся основателем и главным теоретиком "органической архитектуры".
Но слово "органическая" он понимал вовсе ни как принадлежность
к природе и говорил следующее: "Понятие органическое в архитектуре
для меня является синонимом целостности". И Музей Гуггенхайма
в Нью-Йорке - квинтэссенция этой целостности. Сам архитектор сравнивал
здание со скульптурой, настолько плавно здесь один этаж перетекал в
другой, и ничто не резало глаз посетителей резким изменением формы.
"Здание как будто отлито из бетона сразу целиком. Такая конструкция
дает ощущение чистого покоя. Конструкция настолько целостная и нерушимая,
насколько это возможно при современном развитии науки", - отмечал
Фрэнк
Ллойд Райт.
При этом он буквально с ног на голову перевернул общепринятое
представление о музейной архитектуре и принципах построения экспозиции.
Попадая через центральный вход в атриум первого этажа, длина которого
400 метров, посетители поднимались на лифте на верхний этаж и лишь затем,
спускаясь вниз по этажам-пандусам, осматривали выставленные экспонаты.
При этом открытые объемы интерьера давали возможность одновременно обозревать
сразу несколько уровней. Сама ротонда состоит из 6 этажей и венчается
стеклянным куполом, который обеспечивает дневное освещение. Музей Гуггенхайма
стал первым архитектурным объектом, где спиралевидная форма была воспроизведена
в таком масштабе.
Однако закрученные по спирали наклонные стены Музея
Гуггенхайма не подходили для того, чтобы демонстрировать здесь предметы
искусства. Лишь после смерти Райта была создана система реек и тросов,
позволяющая экспонировать плоские прямоугольные холсты на изогнутых
и наклонных стенах.
А в 1992 году к зданию музея по проекту бюро Gwathmey
Siegel & Associates Architects было пристроено новое крыло, включающее
в себя дополнительные выставочные пространства и два этажа офисных помещений.
Самое удивительное, что Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
в том виде, в каком его задумывал Фрэнк Ллойд Райт, становится прекрасной
площадкой для демонстрации искусства сегодняшнего. Крупные инсталляции
современных авторов не только экспонируются в самом атриуме, но и подвешиваются
с помощью специальных тросов к куполу. Мог ли архитектор проектировать
здание предполагая такое развитие искусства? Исключать такой вариант
нельзя. Но гораздо более правдоподобной версией выглядит утверждение,
что Фрэнк Ллойд Райт в первую очередь стремился до конца быть верным
своим оригинальным творческим принципам. И наградой за это стал тот
факт, что с архитектурной точки зрения Музей Гуггенхайма не только не
устаревает, а с каждым годом становится все актуальнее.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: guggenheim.org, archcompetition.net, thisamerica.net,
archdaily.com