"Дом для Эссекса" был разработан архитектором
Чарльзом Холландом (архитектурная студия FAT) совместно с хозяином дома,
экстравагантным художником, лауреатом премии Тернера (2003) Грейсоном
Перри, который очень любит расписывать керамику и появляться на публике
в женских нарядах. Дом отдыха на три комнаты построен в рамках пропагандистского
проекта Living Architecture (продвижением уникальных зданий по всей
стране занимается философ и критик Ален де Боттон) и представляет собой
светскую часовню, продолжающую традицию придорожных и паломнических
церквушек.
Дом - художественное произведение само по себе, а также
хранилище работ Перри, который в процессе создания объекта "исследовал
особый характер и уникальные качества" английского графства Эссекс.
По словам художника, сначала он хотел построить своего рода дом хоббита
или что-то в духе "Игры престолов", но затем остановился на
небольшом и симметричном здании а-ля яйцо Фаберже с обилием орнаментов,
дав ему прозвище "Тадж-Махал на реке Стор".
Англичане обычно относят такие здания к "архитектурным
причудам" (англ. architectural follies). Жилой дом художника Перри
- это смесь финской церкви, тайского храма и сказочного пряничного домика,
который служит в качестве светской часовни в память о вымышленной жительнице
Эссекса Джули Коуп (историю придумал сам Перри).
Внутренние балконы, запутанные гобелены, искусно раскрашенная
керамика - внутри здания сюрреалистично перемешаны смыслы и понятия.
К примеру, в качестве люстры выступает скутер Honda 90, на котором якобы
ездил водитель доставки, убивший Джули. В доме есть множество портретов
хозяйки: в холле стоит огромная керамическая статуя в натуральную величину,
а в спальне висят гобелены с изображением Джули и двух ее мужей. Кроме
того, Джули, похожая на Будду, многократно повторяется на керамической
плитке. Иконография хозяйки стилизована под святую.
Фасад дома облицован зеленой и белой керамической плиткой, а крыша покрыта
медными пластинами (традиция средневековых деревянных церквей). Здание
разделено на четыре сегмента, которые увеличиваются в размерах, как
выдвижной телескоп, поскольку дом сделан под наклоном на участке земли
в направлении устья реки Стор.
Несмотря на причудливый образ, Холланд и Перри смогли
укоренить орнамент в дизайне, вернуть ему значимость в архитектуре.
"Таким образом, они преодолели тот самый раскол, который был в
самом центре современной архитектуры на протяжении 150 лет", -
считает архитектурный критик Financial Times Эдвин Хиткоут.
Планируется, что в доме будут останавливаться туристы
(860 фунтов стерлингов за две ночи в рабочие дни и 1800 фунтов за три
ночи уик-энда). Здесь есть четыре спальных места. Правда, забронировать
объект нереально, поскольку сейчас он "используется по прямому
назначению", как сказано на сайте проекта Living Architecture.
Статья подготовлена Павлом Кузнецовым для ARCHITIME.RU
по материалам living-architecture.co.uk, theguardian.com, ft.com и dezeen.com
|