Центральная Сигнальная Башня города Базеля была спроектирована
и построена архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном на территории
железнодорожных складов, на границе между городской застройкой и промышленной
зоной отчуждения. Наиболее интересным решением здания является внешняя
оболочка, которая представляет собой обмотку из медных полос. Благодаря
ей, здание действует как клетка Фарадея: защищает электронное оборудование
управления железнодорожными путями от внешних воздействий, в том числе
и от удара молнии. Медные полосы являются не просто художественным приемом,
но функционально обусловленным решением, которое символическим образом
устанавливает связь с рядом расположенными железнодорожными путями.
Центральная Сигнальная Башня (Central Signal Box) железных дорог города
Базеля была спроектирована архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де
Мероном. Здание было построено на территории железнодорожных складов,
на границе между городской застройкой и промышленной зоной отчуждения.
Оно обладает особым характером архитектуры, что отсылает к другим подобным
сооружениям в промежуточных городских пространствах, которым присуща
предельная разнородность среды.
В действительности было построено две такие башни. Они похожи между
собой по конструкции и по способу отделки фасада, но все же имеют отличия.
Первая сигнальная башня (Signal Box Auf dem Wolf) была спроектирована
в 1989 году и построена к 1994 году. Она имеет полностью прямоугольную
конфигурацию планов. Именно ее макет, изготовленный из медного провода
и дерева, был выставлен в MoMA, в Нью Йорке, среди других произведений
искусства. Вторая башня была реализована только к 1999 году. Конфигурация
ее планов развивается от трапеции на первом этаже к прямоугольнику на
последнем. Сам участок строительства между путями имеет трапециевидную
форму, поэтому здание на первом этаже совпадет с параметрами участка,
а к верхнему меняет форму.
Некоторое время башня действительно функционировала как сигнальная:
в ней располагалось электронное оборудование управления сигналами и
переключателями железнодорожных путей, а также несколько рабочих станций
и вспомогательных помещений. Сейчас оборудование перенесено из Центральной
Сигнальной Башни, поэтому постройка служит не по назначению, а в качестве
дополнительных помещений для обслуживания железнодорожных путей и хранения
инвентаря.
Внешняя оболочка здания представляет собой обмотку из медных полос шириной
20 сантиметров, которые в области оконных проемов поворачивают свою
плоскость, чтобы впустить внутрь помещений солнечный свет. Медные полосы
покрывают всю поверхность, так что становится сложно воспринять этажность
и геометрию здания. Это вызывает ощущение органической и подвижной формы,
вместо ожидаемой жесткой геометрии технического сооружения. Благодаря
медной обмотке, здание действует как клетка Фарадея: защищает электронное
оборудование от внешних воздействий, в том числе и от удара молнии.
В этом проекте Херцога и де Мерона архитектура становится
изобретением, техническим изделием. Медные полосы не просто художественный
прием, но функционально обусловленное решение, которое символическим
образом устанавливает связь с расположенными рядом железнодорожными
путями. Сигнальная башня демонстрирует новые эстетические возможности
архитектуры: материальное отражает и работает с нематериальным электромагнитным
полем. Эта постройка считается шедевром индустриальной архитектуры,
является манифестом нового парадигматического сдвига, где медиативные,
невидимые свойства материалов и архитектуры направляют формальные свойства
осуществлённой постройки.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: archdaily.com, herzogdemeuron.com и continentcontinent.cc
|