Изначально Пале-Рояль (в переводе с французского "Королевский
дворец") спроектировал французский архитектор Жак Лемерсье (1585-1654),
который c 1615 года носил звание королевского архитектора и известен
также своими работами по перестройке "Квадратного двора" Лувра
и возведению нескольких зданий Сорбонны. Свой архитектурный стиль он
окончательно сформировал после путешествия по Италии в 1607-1611 годах,
где познакомился с традициями римского классицизма и барокко, а также
флорентийского маньеризма. Собственно Пале-Рояль стал одним из ярких
примеров французской архитектуры барокко, поскольку его заказчик - кардинал
Ришелье - желал с помощью роскошной частной резиденции продемонстрировать
свою власть и положение. И изначально архитектурный ансамбль, куда входили
дворец, площадь и парк, назывался Пале-Кардиналь. Но в 1642 году, после
смерти кардинала, дворец стал собственностью королевской семьи и получил
соответствующее название - Пале-Рояль.
Однако со временем содержать такой роскошный дворец становилось все
накладнее, и в конце XVII века тогдашний владелец Пале-Рояль Людовик
XIV приказал построить новые корпуса, где могли бы разместиться картинные
галереи, магазины и даже игорные дома. Таким образом, к середине XVIII
века Пале-Рояль стал центром общественной жизни Парижа, в том числе
ночной жизни со всеми соответствующими развлечениями. А в 1784 году
ко дворцу был пристроен корпус, в котором разместился знаменитый театр
Комеди Франсез. Это был один из первых случаев в истории, когда дворец
стал частично открыт для публики, что повлияло и на архитектурный
облик прилегающей территории. Например, для удобства посетителей сад
был окружен колоннадами, обрамленными аркадами.
Во время событий Французской революции в 1871 году Пале-Рояль почти
полностью сгорел, но уже через несколько лет был вновь отстроен, как
архитектурная достопримечательность. С тех пор внутри располагаются
различные правительственные учреждения.
Но это не мешает Пале-Рояль привлекать туристов и сегодня, и дело
не только в дворцовых садах. В 1980-х годах по инициативе Министерства
культуры, занимающего часть дворца, была произведена масштабная реконструкция
площади. Художник Даниэль Бюрен оформил территорию в стиле ультра-модерн,
разместив на ней 260 колонн разной высоты, облицованных черными и
белыми мраморными полосками. Это смелое решение художника было одной
из первых попыток интегрировать современное искусство в исторический
архитектурный контекст.
Поначалу парижане активно протестовали против такой реконструкции,
но сегодня Колонны Бюрена - неотъемлемая часть дворца, и селфи на
их фоне стало почти обязательным элементом прогулки по площади. Кроме
того, парижане даже придумали особую примету - если загадать желание
и забросить монетку на самую высокую из колонн, то оно обязательно
сбудется.
Колонны Бюрена дополняют необычные фонтаны бельгийского художника
Поля Бюри. В них вода не поднимается вверх, а струится по плоской
площадке между металлическими шарами. И сегодня эти арт-объекты привлекают
не меньшее внимания к Пале-Рояль, чем магазины и галереи на территории
дворца в XVIII веке.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам: domaine-palais-royal.fr, frenchmoments.eu, frenchparis.ru,
britannica.com
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|