Проект летающего города Георгия Крутикова представлял воплощение
самых смелых идей своего времени. Архитектор предлагал создать конструкции,
размещающие на земле рабочие и промышленные объекты, в то время как
жилье в виде ярусно расположенных помещений предполагалось перенести
в воздушное пространство. Сообщение между городами должно было осуществляться
с помощью индивидуальных кабин, способных перемещаться по земле, воде
и воздуху.
Авангардное направление в советской архитектуре существовало с 1917
по 1934 г. Этот период, насыщенный драматическими событиями, также
делится на несколько этапов развития архитектурной и строительной
мысли, расцвет которой приходится на 1928 - 1931 годы. Разумеется,
основное внимание советских архитекторов было сосредоточено на строительстве
реальных промышленных и гражданских объектов, но творческий потенциал,
наработанный в течение прошлых лет, позволял обратиться к различным
экспериментам, олицетворявшим основные идеологические идеи молодой
страны, стремившейся к коммунизму. Основное внимание привлекали проблемы
формирования городов с новым в социальном отношении типами зданий.
Разработками в этом направлении в конце 20-х годов занимался молодой
архитектор, выпускник ВХУТЕИНА Георгий Крутиков (ВХУТЕИН - Ленинградский
высший художественно-технический институт, основан в 1922 г. при преобразовании
Императорской Академии художеств и Петроградских Высших государственных
художественно-технических мастерских). Он выдвинул концепцию, согласно
которой каждая общественная формация порождает свой тип города: феодализм
- центрально-радиальную планировку с крепостью посередине, капитализм
- перпендикулярное пересечение улиц прямоугольные в плане города.
Новый общественный строй должен оторвать человечество от земли и поселить
его в летающем городе.
Именно эта идея легла в основу дипломного проекта Крутикова 1928
года. Вдохновленный разработками Циолковского, архитектор предлагал
оставить землю для труда и отдыха, а повседневную жизнь перенести
в воздушное пространство единообразных городов-коммун. Каждый такой
город должен был состоять из двух частей: производственной горизонтальной,
расположенной на земле, и жилой вертикальной, парящей в воздухе.
Верхняя часть города представляла собой параболоид, на котором ярусами
размещены жилые помещения. Строго говоря, сам город перемещаться не
мог. Летающими были многофункциональные кабины, способные передвигать
по воздуху, земле и воде. Эти кабины являлись своеобразной универсальной
единицей жилой площади, снабженной необходимой человеку мебелью-трансформером.
|
|
Фото: retro-futurism.livejournal.com
|
Фото: retro-futurism.livejournal.com
|
Оболочка кабины должна была быть эластичной и принимать удобную для
человека конфигурацию, но при этом не терять своей структуры. Подвижная
ячейка могла легко перемещаться в пространстве с помощью электромагнитных
волн и подключаться к любому парящему зданию.
Проект молодого архитектора вызвал сильный резонанс в архитектурном
сообществе. Одни считали его предложение последним словом науки, открывающим
новую страницу в истории архитектуры, другие подвергали суровой критике
за неумеренную фантазию.
Крутиков получил диплом архитектора и впоследствии работал в Архитектурно-проектной
мастерской Моссовета № 3 под руководством И.А. Фомина. Ему принадлежат
проекты станции метро "Парк культуры им. Горького", семь
школ в разных районах Москвы, жилой дом в Новоспасском переулке. Но
все эти работы были созданы уже в иную эпоху с другими идеологическими
и эстетическими реалиями, далекими от смелых космических идей русского
авангарда.
Статья подготовлена Надеждой Точиловой для
ARCHITIME.RU
По материалам: openleft.ru, retro-futurism.livejournal.com,
um.mos.ru/personalities
С. О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда.М.,1996
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|