Casa Sperimentale (Экспериментальный дом) - резиденция
архитектора Джузеппе Перуджини - сполна оправдывает свое название. Здание,
построенное в конце 1960-х годов, представляет собой необыкновенное
эклектичное сочетание брутальных геометрических конструкций, вращающихся
форм, прозрачных кубов и многоуровневых внутренних пространств. О том,
чем был вдохновлен этот эксперимент, почему злые языки называли его
"Архитектурным Франкенштейном", и насколько справедлива такая
оценка, читайте в нашей статье.
В последнее время архитектура брутализма, расцвет которой
пришелся на 1950-1970-е годы, пользуется все большим вниманием со стороны
архитекторов, вновь часто использующих бетон как основной строительный
материал. В изучении наследия брутализма архитекторам часто помогают
современные фотографы, и их свежий взгляд на забытые или малоизвестные
архитектурные памятники.
Так, благодаря репортажу фотографа и городского исследователя
Оливера Астролога, архитектурный мир вновь обратил внимание на одно
из самых необычных зданий брутализма - дом архитектора Джузеппе Перуджини,
расположенный в итальянском городе Фрегене. Архитектор построил это
здание в конце 1960-х годов, чтобы поэкспериментировать с формой и пространством
в масштабе 1:1. Фотограф специально поместил в интерьеры людей, чтобы
передать ощущение масштаба и подчеркнуть контрастные текстуры металла,
стекла и бетона, из которых состоит какофония Перуджини.
Как и любой эксперимент, критика встретила проект неоднозначно.
Некоторые видели в нем лишь подражание причудливой геометрии работ Пола
Рудольфа в сочетании с модернизмом Ле Корбюзье. Но большинство специалистов
благосклонно отнеслось к проекту, отметив оригинальные находки архитектора.
Благодаря своей конструкции и, в первую очередь, экзоскелету
из стальных балок, здание кажется висящим на высоких деревьях, которые
его окружают, благодаря чему обыгран архетип "гнезда", то
есть безопасного места, где можно уединиться от внешнего мира и восстановить
силы. Основные балки здания фланкированы вторичными, расположенными
над и под модулями и поддерживающие вес через особые крестообразные
элементы из стали, выкрашенной в красный цвет. Лестница, ведущая в дом,
в любой момент может быть поднята, как ворота замка, если зажители хотят
совсем оградиться от окружающего мира. Фасады имеют выступы и углубления,
где располагаются светильники или различные полые элементы. Такую квадратную
архитектуру смягчают сферические элементы фасадов.
К сожалению, с 1995 года, после смерти Джузеппе Перуджини,
дом полностью заброшен, его стены покрыты граффити, а оконные проемы
зачастую пустуют, несмотря на это здание до сих пор выставлено на продажу.
Но пока оно привлекает лишь туристов и фотографов.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: architizer.com, www.designboom.com, www.archidiap.com
|