Название постройки: Дом
Гуардиола / Guardiola house
Автор / архитектор: Питер Айзенман
/ Peter Eisenman
Дата постройки: 1988 (проект)
Место предполагаемой постройки:
Кадис, Испания / Cadiz, Spain
Архитектор Питер Айзенман является самым ярким представителем
деконструктивизма. Стиль этот строится на отрицании традиционного представления
об архитектуре, деконструирует фундаментальные принципы, подвергает
их критике. Хороший пример воплощения деконструктивистского мышления
- нереализованный концептуальный проект дома Гуардиола для побережья
Коста-де-ла-Луз, вблизи испанского города Кадис.
Здание было спроектировано в 1988 году, по заказу господина Хавьера
Гуардиола. Дом был предназначен для Хавьера и его взрослого сына. Здание
кажется обломком, искаженным и неустойчивым сооружением. Сама структура
дома сложная и нелогичная: иногда необходимо выйти наружу, чтобы попасть
в другую комнату. Весь дом разрезан внешней лестницей, поднимающейся
от побережья океана.
Длительное время Айзенман исследовал то, как представлено движение в
архитектуре. В итоге, в конце 80-х, он предлагает новый метод - размытие
и расфокусировку. Концепцию размытия можно встретить уже у футуристов:
Джакомо Балла в работе 1911 года "Динамизм собаки на поводке"
репрезентирует движение через наложение временных фрагментов и размытие
движущегося объекта. Мы также можем найти эту тему в работе Марселя
Дюшана "Обнажённая, спускающаяся по лестнице", которая в отличие
от работы Балла выражает больше силы и энергии с помощью ярких и резких
цветов.
Впервые метод размытия Айзенаман осуществляет в проекте Дома Гуардиола.
Архитектор через движение, поворот, соединение, вычитание L-образной
формы создает новое пространство и эстетику. Форма дома - есть запись
проникновения и переплетение одного и того же объема в трех плоскостях.
Здание вибрирует и наслаивает различные моменты времени, сохраняет исторические
следы, проявившееся во времени. Колебания показывают движение материала,
из которого состоит дом, вибрацию его содержимого.
Согласно Айзенману, дизайн Гуардиола исследует значение "места",
как топоса, в рамках идеи разрушения традиционного понимания "места"
в архитектуре. Результатом является возникновение чего-то "между
местом и объектом, между содержанием и содержащим". Платон в "Тимее"
назовет такую ситуацию существования в "одновременно двух традиционно
противоречащих состояниях" понятием "хоры". Аналогичным
термином пользует в эссе "Хора" философ деконструкции Жак
Деррида для критики бинарной оппозиции. Айзенман философскую критику
оснований бинарной оппозиции вводит в архитектурный контекст: "традиционная
оппозиция между конструкцией и декорацией, фигурой и фоном, формой и
функцией девальвирует архитектуру, которая должна быть исследована между
этими категориями".
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам сайта detail20941 и книги Goldblatt David. Art and Ventriloquism.
London: Routledge, 2014