Дата постройки: 1991 - 1998 г.г.
Место постройки: Нумеа, Новая
Каледония / Rue des accords de Mantignon, Noumea, New Caledonia
Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау был спроектирован
архитектором Ренцо
Пьяно для города Нумеа, в Новой Каледонии. Экономический эффект,
который оказало его строительство, вполне сравнимо с последствиями возникновения
Музея Гугенхайма в Бильбао. Главной целью создания культурного центра
была демонстрация уважения к культуре коренного населения, к их истории,
традициям, символам, которые длительное время находились под европейским
гнетом, но все же частично были сохранены.
Такие города, как Сидней, Бильбао, Нумеа, известными стали внезапно,
благодаря единичному архитектурному вмешательству в историю их развития.
Такое явление было названо "эффектом Бильбао" в честь иконического
музея, спроектированного архитектором Фрэнком
Гери для испанского Бильбао, строительство которого привело к росту
популярности города среди туристов и резкому экономическому подъему.
Нумеа - небольшой город (всего около 100 000 человек), столица тихоокеанского
архипелага Новая Каледония. С одной стороны, он не так известен и не
может без оговорок быть включен в список самых успешных и прославленных
городов. Однако, экономический эффект, который оказало строительство
культурного центра имени Жан-Мари Тжибау в Нумеа, вполне сравнимо с
последствиями возникновения Музея Гугенхайма в Бильбао. Сразу после
завершения строительства центра Новая Каледония попала в поле международного
внимания. Здание принесло известность и экономический успех не только
региону, но архитектору, его спроектировавшего - Ренцо Пьяно в 1998,
в год завершения строительства, получил Притцкеровскую премию.
Правительство Новой Каледонии в 1991 году провело закрытый конкурс,
победителем в котором был выбран архитектор Ренцо Пьяно. Проект был
призван сгладить исторические разногласия между колонизаторами и народом
Канаков - коренными жителями островов. В начале 19 века остров Гранд-Тер
(Grande Terre) - самый большой остров Новой Каледонии - был захвачен
французскими колонизаторами и пережил почти два столетия угнетения.
В конце 20 века началась длительная и кровавая борьба за независимость
канакского народа. Возглавлял ее Жан-Мари Тжибау, в честь которого и
был назван Культурный центр в Нумеа. В результате 26 июня 1988 года
были заключены Матиньонские соглашения, упраздняющие должность верховного
комиссара, ранее осуществлявшего прямое управление Новой Каледонией.
Революция не увенчалась успехом: полная независимость не была получена,
а Тжибау был убит в мае 1989 года. Проект культурного центра был задуман
как долгожданное признание угнетенного народа и финансировался французским
правительством.
Центр Жана-Мари Тжибау был простроен примерно в 10 км от центра города,
на территории природного заповедника, вдоль побережья, в окружении озер
и мангровых зарослей - в местах необычайной красоты. Центр должен был
демонстрировать культуру Канаков: историю, традиции, символы, которые
находились под длительным европейским влиянием, но все же частично сохранились.
Поэтому отправной точкой для проектирования центра явились традиции
строительства канакских домов - их материал и круглые формы стали прототипом
для создания деревянных оболочек культурного центра - "хижин".
Их округлая форма и деревянная конструкция воплощает с одной стороны
традиционные методы строительства, с другой стороны работает с текстурой
окружающих деревьев.
Культурный центр Жана-Мари Тжибау состоит из десяти таких "хижин"
разного размера и функций. Их высоты колеблются от 20 до 28 метров.
Они объединены низкой одноэтажной реечной галерей из ироко, пробковой
коры, стали и стекла. Они разделены на три функциональных блока - "села".
В первом, расположены залы для постоянных и временных выставок, зрительный
зал и амфитеатр лектория, во втором - административная зона, архив,
библиотека и конференц-зал, в третьем - художественные студии танца,
музыки, живописи и скульптуры.
Несмотря на проявленную контекстуальную чувствительность, архитекторы
не смогли избежать концептуальных противоречий в проекте. Между технологической
сложностью сооружения и традиционным искусством, которое в центре выставлено,
существует фундаментальный смысловой и эстетический разрыв. Архитектура
должна была стать посредником между сторонами, но не смогла разрешить
политическую дилемму и скорее стала завесой, которая отвлекает от неразрешенного
конфликта. Разрыв между технологией и традицией, по мнению теоретика
архитектуры Кеннета Фремптона, всегда оказывается противоречием между
локальной и глобальной культурой, что хорошо знакомо канакскому народу.
Форма центра остаётся чуждой местной культуре Новой Каледонии.
В конечном счете, эти нерешенные социальные и политические вопросы являются
ценой "эффекта Бильбао": даже лучшие архитекторы не способны
снять принципиальные противоречия требований международного конкурса
и устремлений локальной идентичности. Однако, усилия Ренцо Пьяно в Нумеа
достойны восхищения, по многим причинам Культурный центр имени Жан-Мари
Тжибау является одним из лучших проектов своего времени.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: en.wikiarquitectura.com, archdaily.com и других открытых
источников