В течение 14 лет фотограф Грегори Колберт
снимал животных и людей по всему миру, создавая изображения безумной
красоты. В 2000 году он впервые обратился к японскому архитектору Шигеру
Бану с просьбой создать мобильный музей для выставления его многолетнего
проекта "Пепел и снег". Но эта идея оставалась нереализованной
еще несколько лет. В 2002 году Колберт презентует "Пепел и снег"
на одной из основных площадок венецианского Биеннале - на территории
Арсенале, в здании Кордерия. После он снова обращается к Бану, чтобы
воплотить идею временной галереи, которая могла бы демонстрировать его
проект в разных уголках мира.
Шигеру Бан известен во всем мире благодаря своей архитектуре из перерабатываемых
и дешевых материалов. Но также он прославлен своими грандиозными, тщательно
разработанными проектами музеев и резиденций для обеспеченных клиентов.
Странствующий Музей включил в себя обе грани его практики: в этом проекте
Шигеру Бан придал мусору героический масштаб, разработал амбициозный
и сложный проект, используя при этом простые материалы и точные образы.
Весной 2005 года в Нью-Йорке состоялся дебют Странствующего Музея. Сооружение
вытянулось на 200 метров вдоль Западного пирса (West Side pier). Изначально
Бан предложил V-образный план, в котором две галереи должны были соединяться
в точке, чтобы создать клиновидное пространство для главной проекции
фильма "Пепел и снег". Но местные власти отклонили это предложение,
так как оно затруднило бы доступ к пляжу. Вместо этого было построено
два прямых и параллельных крыла, которые ограничили широкое, крытое
пространство для демонстрации основного фильма.
Для музея Шигеру Бан предложил стены из морских контейнеров, которые
легко можно арендовать в порту любого крупного города. А все остальное
можно быстро разобрать и отправить в следующий пункт назначения в восьми
таких контейнерах. В своей привычной среде, у пристани, контейнеры выглядят
захватывающе и одновременно очень естественно. Бан использует их в качестве
строительных блоков: 152 контейнера уложены в четыре уровня, скреплены
в углах в шахматном порядке: чередование контейнера и его отсутствия.
Они напоминают минималистские скульптуры Дональда Джадда - каждый контейнер
очень похож на другой, но всегда немного отличается маркировкой или
патиной. Пустые промежутки между контейнерами заполнены диагональной
мембраной из ПВХ, которая защищает внутреннее пространство от ветра
и дождя.
Картонные колонны диаметром 76 сантиметров идут в два ряда, параллельно
стенам и образуют центральный неф здания. Визуально они напоминают венецианскую
Кордерию - место, где впервые был выставлен проект Колберта. Между рядами
колонн проходят дорожки из деревянных досок, бережно направляя посетителей.
Фермы из картонных труб опираются на колонны, образуя треугольный фронтон
с обеих сторон зданий галереи. Внутренний интерьер, в том числе стойка
регистрации и магазины, также сделаны из картона: труб и панелей с сотовым
заполнителем.
Интерьер с тускло освещенным пространством, светлыми колоннами, производит
впечатление величественного собора. Из глубокой темноты возникают монохромные
неподвижные изображения умиротворяющего царства Кольберта, идеализированного
мира туземцев, танцующих с дикими животными. Томные движения гепардов,
китов и людей кажутся нереальными, снятыми в другом мире или в другую
эпоху. Увиденные на огромной экране и в интерьере музея эти изображения
завораживают.
Изначально планировалось, что музей будет путешествовать длительное
время по всему миру. Музей совершил три остановки в Нью-Йорке, в Санта-Монике
и Токио. Для следующей версии Странствующего Музея в Мехико Колберт
обратился к колумбийскому архитектору Симону Велез (Simon Velez), так
как здание Шигеру Бана само оказалось столь же значимым объектом, как
и демонстрируемые им художественные произведения Колберта.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
по материалам: farchdaily.com и architectural-review.com
|