Филип Джонсон | Лауреат 1979 года
|
Годы жизни: 1906-2005
Обладателем самой первой премии Притцкера в 1979 году стал Филип
Джонсон — один из основоположников постмодернизма, приверженец
чистых геометрических форм и конструкций из стекла и стали. Свое первое
здание он спроектировал в 36 лет, до этого времени Джонсон не занимался
архитектурой, а больше интересовался историей и филологией. Полученный
Джонсоном в 1932 году пост директора архитектурного отделения нью-йоркского
Музея современного искусства перевернул его жизнь и профессиональные
предпочтения - он всерьез занялся архитектурой.
Первым проектом Филипа, после нескольких лет учебы, в 1949 году стала
его собственная резиденция, построенная в Нью-Ханаане штата Коннектикут
- ныне знаменитый стеклянный дом, в котором угадывается влияние Людвига
Мис ван дер Роэ, идеями которого Джонсон восхищался. К пятидесятым
годам Джонсон пересмотрел свои прежние взгляды, кульминацией которых
стало здание, оказавшееся одним из самых противоречивых в его карьере,—
штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке с необычной крышей, прозванной
"чиппендейлом".
Объединив усилия с партнером Джоном Берджи с 1967 по 1987 год, их
двадцатилетний результат кроме как феноменальным, не назвать. Перечисление
проектов может занять целый том, но достаточно сказать, что они варьируются
от многочисленных небоскребов, таких как International Place в Бостоне
или Momentum Place в Далласе, до широко раскинувшегося Национального
центра исполнительских искусств в индийском Бомбее, Water Garden в
Форт-Уэрте в Техасе или Crystal Cathedral в Калифорнии. Их много,
очень много.
С 1989 года Джонсон занимался, в основном, собственными проектами,
но оставался консультантом John Burgee Architects.
 |
Фото © David McLane
|
|
 |
"Стеклянный дом". Фото © Staib, лицензия
CC BY-SA 3.0
|
|
 |
Штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке. Фото: 550madison.com
|
|
 |
Хрустальный Собор в Гарден Грув, Калифорния.
Фото © Buchanan Hermit
|
Луис Барраган | Лауреат 1980
года |
Годы жизни: 1902-1988
Вторым лауреатом молодой премии стал мексиканский архитектор Луис
Барраган. Получив инженерное образование, Луис отправился в долгое
путешествие по Европе и эта поездка стала судьбоносной. Он впечатлился
средиземноморской архитектурой, мавританским стилем. Барраган решил
всерьез заняться архитектурой, причем без специального образования,
став самоучкой.
Поначалу вдохновляясь идеями Ле
Корбюзье, Барраган с течением времени увлекся созданием пространств
для уединения и созерцания. Его работы называют минималистскими, но
они впечатляют своими цветами и фактурами. Чистые плоскости, будь
то стены из штукатурки, самана, дерева или даже воды, являются композиционными
элементами, взаимодействующими с природой - "эмоциональная архитектура",
как характеризовал свои шедевры сам автор.
Барраган считается самыми влиятельным мексиканским архитектором XX
века, а его собственный особняк в Мехико, построенный в 1948 году,
числится среди памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Принимая Притцкеровскую премию, он сказал: "Невозможно понять
искусство и его историческую ценность, не признав религиозной духовности
и мифических корней, которые ведут нас к самой причине существования
художественного феномена. Без того и другого не было бы ни египетских
пирамид, ни пирамид древней Мексики. Существовали бы греческие храмы
и готические соборы?"
 |
Фото: polpettas.com
|
|
 |
Конюшни Сан-Кристобаль. Фото: thinkpositiveprints.com
|
|
 |
Инсталляция Torres de Satelite (совместно со
скульптором Матиасом Геритцем).
Фото © ProtoplasmaKid, лицензия CC BY-SA 4.0
|
|
 |
Дом-студия Луиса Баррагана. Фото ©Ymblanter,
лицензия CC BY-SA 3.0
|
|
 |
Интерьер дома-студии Луиса Баррагана. Фото
© Forgemind Archimedia, лицензия CC BY 2.0
|
|
|
Йо Мин Пей (Бэй Юймин) | Лауреат 1983
года |
Годы жизни: 1917-2019
Архитектуру Йо мин Пея можно назвать очеловеченной, он старался придать
ей тонкости, лиризма и красоты. Пей является автором одних из самых
красивых интерьерных пространств и экстерьерных форм.
Будущий Притцкеровский лауреат родился в кантоне Китая в 1917 году,
приехал в США в 1935 году, поступив в Пенсильванский университет,
а затем в Массачусетский технологический институт и Гарвардскую высшую
школу дизайна. Пей — ученик Вальтера
Гропиуса, одного из основателей знаменитой школы Баухауз, а также
последователь Людвига
Мис ван дер Роэ и других модернистов.
В 1948 году Пей получил должность директора по архитектуре в девелоперской
компании в Webb & Knapp, Inc., что привело к крупным архитектурным
и планировочным проектам.
В 1955 году он основал бюро I. M. Pei & Associates, переросшую
в целую архитектурную корпорацию. Пей разработал более пятидесяти
проектов в США и за рубежом, многие из которых были удостоены наград.
Два из его наиболее значимых проектов - Восточное здание Национальной
галереи искусств в Вашингтоне и расширение Лувра в Париже.
 |
 |
Национальная галерея искусств в Вашингтоне.
Фото: Getty Images
|
|
 |
Здание Китайского банка в Гонконге. Фото: heintges.com
|
|
 |
Музей исламского искусства в Дохе. Фото: Getty
Images
|
Фрэнк Гери | Лауреат 1989 года |
Родился в 1929 году.
Лауреатом премии 1989 года стал крупнейший из архитекторов современности
- Фрэнк
Гери.
Вера в то, что "архитектура - это искусство", была частью
бытия Фрэнка Гери с тех пор, как он себя помнит. На самом деле, когда
его спросили, были ли у него наставники или кумиры в истории архитектуры,
он ответил, что взял фотографию Константина Бранкузи на своем столе,
сказав: "На самом деле, я склонен больше думать о художниках,
подобных ему. Он оказал на мою работу большее влияние, чем большинство
архитекторов. Кто-то даже сказал, что мой небоскреб, выигравший конкурс
в Нью-Йорке, выглядел как скульптура Бранкузи. Еще я бы назвал Альвара
Аалто как человека, которого я очень уважаю, и, конечно же, Филипа
Джонсона."
Фрэнк Гери (Эфраим Оуэн Гольдберг) родился в 1929 году в Канаде в
семье польских эмигрантов. Переехав в США, он окончил университет
в Лос-Анджелесе, а затем в Гарварде. Вскоре после получения диплома
открыл собственное бюро.
У Гери очень необычный взгляд на архитектуру, свободный от классических
и рационалистских шаблонов. Неудивительно, что его проекты неформальные
и остроумные - стиль Гери можно отнести к деконструктивизму. Экспрессивные
формы, неординарные материалы, "сломанные" архитектурные
элементы - вот визитная карточка архитектора. Гери является автором
самых известных проектов в стиле деконструктивизма — музея Гуггенхейма
в Бильбао, концертного зала им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, "Танцующего
дома" в Праге и многих других.
 |
Фото: DBOX for Forest City Ratner
|
|
 |
Концертный зал им. Уолта Диснея. Фото: wikipedia.org,
лицензия CС AS 2.5
|
|
 |
"Танцующий дом". Фото: airfreshener.club
|
|
 |
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Фото: okaykrypto.com
|
|
Тадао Андо | Лауреат 1995 года |
Родился в 1941 году.
Тадао
Андо родился в Осаке и сумел добиться огромного успеха не только
в собственной стране, но и далеко за ее пределами. В юности Андо занимался
плотницкими работами, участвовал в боксерских поединках - спорт закалил
характер и научил достигать любых целей, несмотря на трудности. В
24-летнем возрасте он отправился в кругосветное путешествие, длившееся
4 года и подарившее ему множество положительных эмоций. Под впечатлением
от поездки, Тадао Андо, всегда любивший архитектуру, принял решение
стать архитектором и даже отсутствие профильного образования не было
помехой.
Андо смог открыть собственное архитектурное бюро в родном городе,
а узнаваемым почерком его проектов стал бетон - "гладкий, как
шелк". Эксперты говорят, что бетон Тадао Андо — это именно конструкция
и поверхность, а не камуфляж или штукатурка. Архитектор очень любит
этот материал, совершенно не характерный для Страны восходящего солнца.
Тадао работает с пространством уникальными способами, позволяющими
постоянно менять узоры света и направление ветра везде - от домов
и жилых комплексов до культовых сооружений, общественных музеев и
коммерческих торговых центров.
"Во всех моих работах свет является важным контролирующим
фактором. Я создаю замкнутые пространства в основном с помощью толстых
бетонных стен. Главная идея - создать место для личности, территорию
для себя в обществе. Когда внешние факторы городской среды требуют,
чтобы стена была без отверстий, интерьер должен быть особенно полным
и впечатляющим." - говорит Андо.
Примечательно, что весь денежный приз Притцкеровской премии Тадао
пожертвовал людям, пострадавшим от землетрясения в Кобэ в 1995 году.
Среди самых известных работ японского архитектора: Церковь Света
в Осаке, Гранд театр в Шанхае, Музей искусств Титю в Наосиме и множество
других.
 |
Фото: martabuso.com
|
|
 |
"Церковь Света". Фото: flickr.com
|
|
 |
Гранд театр в Шанхае. Фото: metalocus.es
|
|
 |
Музей искусств Титю. Фото: benesse-artsite.jp
|
Норман Фостер | Лауреат 1999
года |
Родился в 1935 году.
Легендарный архитектор стал 21-м лауреатом Притцкеровской
премии 1999 года.
Норман Фостер родился в Манчестере, после окончания Манчестерского
университета получил степень магистра в Йельском университете и в
1967 г основал компанию "Foster and Partners" в Лондоне,
которая уже более 50 лет является одним из самых весомых архитектурных
бюро в мире и имеет офисы более чем в двадцати странах.
Норман Фостер - представитель стиля хай-тек, его проекты
отличаются наличием больших открытых пространств и умными системами,
которые сами регулируют потоки света, экономя электроэнергию. В его
бюро создается все: от генеральных планов городов, аэропортов, гражданских
и культурных зданий, офисов до частных домов и предметов дизайна.
Фостер приобрел международную известность благодаря проектам за пределами
Великобритании. Он является автором купола Рейхстага в Берлине, штаб-квартиры
шанхайского банка HSBC в Гонконге, Международного аэропорта Beijing
в Пекине, Башни Тысячелетия в Токио и многих других.
С момента своего основания, компания "Foster and Partners"
получила более 400 наград за выдающиеся достижения и стала победителем
многочисленных международных и национальных конкурсов. В 1990 году
Фостер был удостоен рыцарского звания, а в год получения премии Притцкера
был также удостоен пожизненного звания пэра, став Лордом Фостером
Банка Темзы.
|
|
Фото: dezeen.com
|
|
 |
Купол Рейхстага в Берлине. Фото © Rudi Meisel
|
|
 |
Шанхайский банк. Фото © Ian Lambot
|
|
 |
Небоскрёб Мэри Экс. Фото: sickline.wordpress.com
|
Заха Хадид | Лауреат 2004 года |
Годы жизни: 1950-2016
В мире архитектуры очень мало женщин. Одна из них - Заха
Хадид, ставшая первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую
премию в 2004 году (церемония проходила в Санкт-Петербурге). Ее выдающийся
талант невозможно переоценить, а все ее проекты имеют неповторимый
стиль, который не спутать ни с каким другим.
Заха Хадид родилась в Багдаде, училась в Американском университете
в Бейруте на факультете математики. В 1972 году она переехала в Лондон,
чтобы изучать архитектуру в Архитектурной ассоциации, а первые карьерные
шаги Хадид сделала в студии OMA Рема
Колхаса.
В 1979 она основала компанию Zaha Hadid Architects, которой руководила
вместе с Патриком Шумахером. Поначалу Хадид занималась оформлением
выставок, баров и прочих небольших объектов. Слишком радикальные и
амбициозные проекты Захи отпугивали клиентов, ее безумная геометрия
казалась противоречащей законам физики. Никто не мог поверить, что
такие здания могут существовать в реальном мире.
Однако упрямая Заха Хадид даже не думала сдаваться, она продолжала
свои творческие эксперименты, выигрывала тематические конкурсы, устраивала
выставки, но с реализацией проектов в жизнь дела обстояли по-прежнему
туго. Такое положение вещей сохранялось до 1999 года, пока бюро не
получило первый крупный заказ. Заха спроектировала Центр современного
искусства в одном из городов США. Строительство продолжалось 4 года,
результат был впечатляющим и к Захе Хадид, наконец, пришла всемирная
известность. Заказы посыпались как из рога изобилия.
Стиль Захи - это нечто промежуточное между абстрактным и метафорическим,
он уникальный. Заха Хадид, так же как и Патрик Шумахер, была сторонником
параметризма - алгоритмической архитектуры, базирующейся на цифровых
моделях, превращающихся в архитектурные формы.
Интересы Хадид никогда не ограничивались только архитектурой: она
разрабатывала интерьеры и выставочные пространства, создавала декорации
для театров, мебель, коллекции обуви и ювелирных изделий, а также
вела преподавательскую деятельность.
К сожалению, в 2016 легендарной женщины не стало - она скропостижно
скончалась на 66-м году жизни. Но ее дело живет - Патрик Шумахер продолжил
реализовывать проекты, которые не успела закончить Хадид, а также
создавать новые.
 |
Фото © Brigitte Lacombe
|
|
|
 |
Национальный музей искусств XXI века в Риме.
Фото: Getty Images
|
|
 |
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку. Фото
© Hufton + Crow
|
|
 |
Башня Morpheus в Макао (2018 г.). Разработка
проекта началась в 2012 году, еще при жизни Захи Хадид.
Фото © Ivan Dupont
|
|
 |
Исследовательский центр в Эр-Рияде. Фото ©
Hufton + Crow
|
Жан Нувель | Лауреат 2008 года |
Родился в 1945 году.
Жан
Нувель появился на свет в семье школьных преподавателей в небольшом
французском городке Фюмель на юго-западе Франции. Высшее образование
он уехал получать в Париж, и став дипломированным архитектором, в
25-лет открыл собственное бюро.
В этот же период начался процесс формирования собственного стиля архитектора,
который можно отнести к хай-теку. Мировая слава пришла к Нувелю в
80-х годах прошлого века, после того как он получил заказ от президента
Франции на проектирование Института арабского мира в Париже.
На сегодняшний день компания Жана Нувеля имеет филиалы в Лондоне,
Копенгагене, Нью-Йорке, Риме, Мадриде и Барселоне. Бюро строит музеи,
концертные залы, конференц-центры, театры, гостиницы, жилые и офисные
здания, коммерческие центры и частные резиденции по всему миру. Умение
создавать впечатляющую архитектуру в контексте определенного места,
культуры и потребностей обеспечивает
огромный поток из желающих иметь здание по проекту Нувеля.
 |
Фото: dezeen.com
|
|
 |
Институт арабского мира. Фото: arkhitekton.files.wordpress.com
|
|
 |
Башня Agbar в Барселоне. Фото © Ania Mendrek
|
|
 |
Лувр в Абу-Даби. Фото © Roland Halbe
|
|
 |
Национальный музей в Дохе. Фото: dezeen.com
|
Сигеру Бан | Лауреат 2014 года |
Родился в 1957 году.
Лауреатом Притцкеровской премии 2014 года стал Сигеру
Бан - японский архитектор, получивший известность благодаря своим
проектам быстровозводимого дешёвого жилья, а также зданий, построенных
из вторсырья. Такой гуманистический подход не мог остаться неотмеченным
представителями жюри Премии.
Будущий притцкеровский лауреат родился в Токио, образование получил
в США, а став дипломированным архитектором, в 1984 году открыл собственное
бюро Shigeru Ban Architects в родном Токио, а позднее - офисы в Париже
и Нью-Йорке.
Сигеру Бан применяет свои знаменитые бумажно-трубчатые конструкции
в большинстве проектов. Прессованный картон позволяет быстро возводить
безопасные здания в сложных сейсмологических условиях, а также без
труда их демонтировать и утилизировать. Бан считает архитекторов ответственными
за то, что они строят, говоря: "Людей убивает не землетрясение,
а обрушившиеся здания". Поэтому одним из главных направлений
в его работе стало строительство жилья для людей, потерявших кров
из-за стихийных бедствий или военных конфликтов.
Сигеру разрабатывает материальные и структурные системы, причем не
только бумажно-трубчатые, но и конструкции из ламинированного бамбука
(Bamboo Furniture House, 2002), морских контейнеров (Nomadic
Museum / Странствующий музей), а также дерева без металлических
соединителей (Художественный Музей Аспена, 2014). Кроме того, он создает
мебель и архитектурные сооружения из углеродного волокна (Carbon Fiber
Chair, 2009 и Museum Rietberg Summer Pavilion, 2013).
 |
Фото: asiasociety.org
|
|
 |
Центр Всемирного наследия Mt-Fuji. Фото © Shigeru
Ban Architects
|
|
 |
Странствующий музей. Фото: flickr.com
|
|
|
|
Cardboard Cathedral. Фото: bustler.net
|
|
Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль | Лауреаты
2021 года |
Основатели бюро Lacaton & Vassal стали лауреатами Притцкеровской
премии 2021 года.
Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль познакомились в конце 1970-х годов
во время обучения в Высшей Национальной Школе архитектуры Бордо. Лакатон
продолжила обучение в магистратуре, а Вассаль уехал работать в Республику
Нигер - практиковаться в городском планировании. Лакатон часто навещала
Вассаля, и именно там началось зарождение их архитектурной философии:
не разрушать то, что может быть восстановлено.
В нигерийском Ниамее Лакатон и Вассаль реализовали свой первый совместный
проект - соломенную хижину, построенную из ветвей местных кустарников.
Хижина получилась невероятно прочной и устойчивой к местным сильным
ветрам. Архитекторы поклялись никогда не уничтожать то, что можно
было бы улучшить, расширить или найти новое применение.
В 1987 году в Париже было основано бюро Lacaton & Vassal и с тех
пор архитекторы следуют своим принципам, демонстрируя смелость в проектировании
новых зданий и трансформации существующих. На протяжении более трех
десятилетий они проектируют частное и социальное жилье, культурные
и академические учреждения, общественные пространства и городские
стратегии.
Архитектура дуэта отражает их идею социальной справедливости и устойчивости,
отдавая приоритет использованию пространств с помощью экономичных
и экологических материалов. Они всегда ставят физическое и эмоциональное
благополучие жителей на первое место и вместо бездушных и тесных высоток
стараются дать людям больше свободы и пространства.
В своих проектах Анн и Жан-Филипп следуют принципам устойчивости
- используют солнце, осадки, создают естественную вентиляцию... "С
самого начала мы изучали теплицы ботанических садов с их прекрасным
светом, прозрачностью и способностью просто использовать наружный
климат. Мы были заинтересованы в том, чтобы привнести такую атмосферу
в архитектуру", - делится Лакатон. Архитекторы стараются
разглядеть потенциал в уже существующем, понять недостатки и подумать,
каким образом можно изменить ситуацию, сохранив все ценности того,
что уже есть.
По словам архитекторов, "хорошая архитектура - это пространство,
где происходит что-то особенное, где хочется улыбаться просто потому,
что ты там. Это также отношения с городом, отношения с тем, что вы
видите, и местом, где вы счастливы, где люди чувствуют себя хорошо
и комфортно."
|
Фото © Laurent Chale
|
|
 |
Первый проект дуэта - соломенная хижина. Фото
© Lacaton & Vassal
|
|
|
Latapie House в Floirac, Франция (1993).
Применение тепличных технологий для создания биоклиматических
условий началось с этого дома. Используя солнце в сочетании
с естественной вентиляцией, затенением и изоляцией, они создали
регулируемый и желаемый микроклимат. Фото © Филипп Руо
|
|
 |
Частная резиденция в Кап-Ферре, Франция (1998)
Резиденция была построена на неосвоенном участке вдоль залива
Аркашон с целью минимального нарушения природной среды. Вместо
того чтобы повалить 46 деревьев на участке,
архитекторы сохранили местную флору, подняв дом и возведя его
конструкцию вокруг
стволов, тем самым позволив владельцам жить в окружении живописной
природы.
Фото © Lacaton & Vassal
|
|
 |
 |
Grand Parc в Бордо, Франция (2017)
На протяжении своей карьеры архитекторы отвергали городские
планы, призывающие к сносу социального жилья и вместо этого
сосредотачивались на проектировании изнутри.
Вместе с Фредериком Друо и Кристофом Хютеном они преобразовали
530 единиц жилья
в трех зданиях Grand Parc, модернизировав технические функции
и добавив гибкие пространства к каждому блоку, при этом не
выселив жителей на период строительства и сохранив стабильность
их арендной платы.
Фото © Филипп Руо
|
Про лауреатов 2016,
2017,
2018,
2019
и 2020
читайте в наших статьях.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
Использованы материалы сайтов: pritzkerprize.com, dezeen.com и других
открытых источников
|