"ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ?" СТЕНД,
КАК ОСНОВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ |
В этом году выставка впервые прошла в Гостином Дворе.
Но это не помешало организаторам, как и годом ранее в ЦВЗ "Манеж",
выстроить экспозицию подобно городскому пространству в миниатюре. Центральную
часть этого импровизированного города занимал стенд Москомархитектуры
"Реновация стандартов".
|
Фото © АрхМосква
|
"Все началось с вопроса куратора стенда Сергея Олеговича Кузнецова:
"А что будет, если?" Если нормативы, которые мы используем
при градостроительстве, не будут мешать архитекторам сделать то, что
они хотят. Возможно ли будет жить в таком пространстве? Возможно ли
будет спроектировать комфортную среду и потом иметь какой-то позитивный
отклик? Для решения этого вопроса мы пригласили четыре московских бюро
и дали им одну единственную задачу - сделать район, для которого уже
выпущен проект планировки, для которого существуют ТЭПы, не ориентируясь
ни на один норматив, кроме технических показателей. Этот стенд в дальнейшем
ляжет в основу большого исследования института Генплана по нормативам,
которые используются для градостроительного проектирования в России.
Возможно, на основе этого исследования мы поймем, что нам критически
нужно, а от чего в дальнейшем можно отказаться", - рассказал
один из авторов стенда, заместитель начальника управления Архитектурного
совета Москомархитектуры, Сергей Глубокин.
По итогам выставки, "Реновация стандартов" получила первый
приз в номинации "Лучшая экспозиция". Звания "Архитектор
года" было удостоено архитектурное бюро Тимура Башкаева, также
отмечающее в этом году 25-летний юбилей. Стенд бюро был расположен слева
от главного входа на выставку. А справа от входа расположился стенд
еще одного юбиляра - "Студии 44" Никиты Ивейна. Это был контейнер-кинозал,
где демонстрировались фильмы, показывающие взаимоотношения построек
"Студии 44" с людьми, которые их посещают, живут там или наблюдают
извне. В студии назвали такой видеоряд диалогом между архитектурой и
жизнью ее наполняющей, что очень важно, так как архитектура, в первую
очередь создается для людей. Фильмы снимались как сразу после ввода
зданий в эксплуатацию, так и спустя 10-15 лет.
|
Стенд архитектурного бюро Тимура Башкаева. Фото
© Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
|
|
|
Стенд Москомархитектуры
|
Стенд "Студии 44"
|
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ АРХИТЕКТУРЫ |
Однако "польза" далеко не единственный критерий
оценки архитектуры. Куратор проекта "Москва: Значимо!" Илья
Мукосей считает, что во время работы по формированию этой экспозиции
удалось найти другой довольно универсальный критерий. Сам спецпроект
представляет собой панораму фотографий современной московской архитектуры,
в которую вошли 30 зданий, построенных в столице за последние 30 лет
и больше всего повлиявших на ее архитектурный облик.
"Как мне кажется, нам удалось найти более универсальный критерий
оценки архитектуры, нежели "нравится - не нравится", "красиво
- не красиво". Потому что главный признак, по которому мы просили
наших экспертов отбирать наиболее значимые здания - это влияние на городской
ландшафт. Со знаком плюс или со знаком минус. Среди зданий и других
объектов, которые вы можете увидеть на выставке, есть такие, которые
раньше вызывали ожесточенные споры, некоторые вызывают и сейчас. Кто-то
считает их шедеврами, кто-то наоборот. Тем не менее, надеюсь, что все
согласятся, что невозможно отрицать их влияние на Москву. Очевидно,
что формирование архитектурного образа Москвы в постсоветскую эпоху
разительно отличается от того, что было перед этим. Наиболее значимые
элементы, которые подчеркивают это различие, вы можете увидеть на выставке",
- рассказал Илья Мукосей.
Другой куратор "Москва: Значимо!" Юлия Бычкова отметила, что
данный проект - это не только попытка осмыслить, благодаря чему формируется
облик города, но самодостаточное художественное высказывание, так как
фотохудожники совершенно по-разному увидели Москву. "Москва: Значимо!"
занял одно из центральных мест экспозиции и при подведении итогов АРХ
Москвы был назван лучшим кураторским проектом.
|
Фото © АрхМосква
|
|
|
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
|
Еще одной доминантой экспозиции стал павильон почетного
гостя выставки - Астраханской области. Он стал символом синтеза прошлого
и настоящего. Форма конструкции отсылает к известным достопримечательностям
региона, а белый цвет - оттенок объединяющий современную архитектуру
Астрахани с историческим архитектурным контекстом.
|
Павильон Астраханской области. Фото © АрхМосква
|
Наиболее ярко тему "Архитектура - Искусство"
выразили авторские инсталляции. Особенно хочется отметить экспозицию
"КОРНИ" Тотана Кузембаева, где архитектор, используя свой
любимый материал - дерево - показал диспропорцию, встречающуюся во многих
городах. "Я думаю, что сегодня все, что у нас есть ценного,
загнанно куда-то в угол, в подвал. Хотелось бы, чтобы было наоборот.
Чтобы природа стояла выше, чем "человейники", - отметил
автор. Эта работа была отмечена номинацией "За метафоричность архитектурного
высказывания".
|
"Корни" Тотана Кузембаева. Фото © АрхМосква
|
Не менее интересно и авторское высказывание архитектурного бюро WALL
"Переживание". "Архитектуре, как и другим видам искусства,
присуще такое понятие, как переживание. Это личность архитектора в процессе
работы над его произведением, переживание людей, которые попадают в
его произведение и переживание места, которое оказывается под влиянием
и людей, и архитектора. Мы хотели показать инсталляцию, связанную с
тактильностью, подчеркнуть что архитектура рукотворна. Инсталляция представляет
собой макет из 35 000 палочек, т.е. деревянную опалубку, которую мы
затем залили гипсом. Получилось такое пиксельное здание-ландшафт",
- рассказал один из авторов Рубен Аракелян.
|
"Переживание". Фото © Олег Сочалин,
ARCHITIME.RU
|
РИСУНОК В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРА |
Более чем на 100% с темой выставки совпали проект "Архитектура
в Искусстве", курируемый Полиной Могилиной, и конкурс "АрхиГрафика
7. Притяжение бумажного листа", куратором которого выступила Екатерина
Шалина.
В первом случае на выставке были собраны работы, где архитектура является
главным действующим персонажем, к которому обращен взор зрителя и мысли
художника. А во втором - рисунок в творчестве архитектора был показан,
как отдельный вид искусства. "Архитектура, как искусство, безусловно,
начинается с рисунка. Это та область, в которой архитектор абсолютно
свободен, еще не скован никакими условиями материального мира и может
развернуть полет своей фантазии как угодно. И очень ценно смотреть на
подачи, выполненные руками к проекту, которые потом видишь реализованными
очень близко к первоначальному замыслу", - отметила Екатерина
Шалина.
|
Фото © АрхМосква
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ
РАЗДЕЛЫ |
Среди специальных проектов жюри АРХ Москвы отметило
работу "Экопульсар" Александра Понаморева и Алексея Козыря.
Эта кинетическая инсталляция - павильон-маяк - посвящена актуальным,
как никогда, проблемам экологии и архитектуре, как одному из инструментов
решения этих проблем.
|
|
"Экопульсар". Фото © Олег Сочалин,
ARCHITIME.RU
|
|
"Экопульсар". Фото © АрхМосква
|
А лучшим междисциплинарным и синергетическим проектом-конкурсом стал
"Архитектурный Авангард. 1920-2020", курируемый Марией Романовой.
В рамках этого проекта были представлены авторские высказывания молодых
архитекторов, участников в специального конкурса. Стенд представлял
собой закрытый музейный павильон, где не было ни планшетов, ни макетов,
а работы посетители могли посмотреть прямо на экранах своих гаджетов,
отсканировав специальные QR-коды.
|
"Архитектурный Авангард. 1920-2020".
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU
|
Организаторы выставки не обошли вниманием и традиционные разделы АРХ
Каталог - срез лучших образцов современной отечественной архитектуры;
и "Архитектура NEXT!", где представлены работы молодых архитекторов.
А в рамках деловой программы в течение четырех дней на четырех площадках
прошло 90 мероприятий.
Важно и то, что несмотря на сложившуюся в мире обстановку, АРХ Москва
2020 подтвердила статус международной выставки. В экспозиции были представлены
павильоны Норвегии, Франции и Дании. А также экспозиция "Наши там,
они тут", рассказывающая о работах иностранных архитекторов в России
и российских архитекторов за рубежом.
Полный список всех номинантов АРХ Москвы 2020 можно
найти на сайте
выставки.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
Фото © Олег Сочалин, ARCHITIME.RU; © АрхМосква
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА и ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|