|
|
|
|
|||
|
||||
- Посмотрите вокруг. Все, что нас окружает – продукт работы дизайнеров. Наши ноутбуки, при помощи которых мы сейчас, в режиме самоизоляции, проводим интервью, стулья, на которых сидим, и даже ручка в ваших руках – образы всего этого создали дизайнеры. Поэтому мы говорим о том, что промышленный дизайн не просто влияет, а создает новый мир. Почему новый? Потому что дизайнеры всегда работают с прицелом на будущее. Главная задача - наполнить актуальными смыслами привычные каждому предметы или предложить такой продукт, которого еще нет, но он точно необходим человечеству. - Каковы критерии оценки успешного дизайна? Как понять, что дизайн
сработал? - Все просто – продукт должен быть нужен, а человек – получать удовольствие от его использования. Дизайнеру важно сделать людей счастливыми. Если это удалось, значит работа выполнена на отлично. Промышленный дизайн находится на стыке множества отраслей, каждая из которых приносит в продукт что-то свое. Сами дизайнеры выступают интеграторами: они собирают воедино технологии и материалы, заключают их в эргономичную форму. Так и решаются проблемы человечества. Вспомним хрестоматийную историю о знаменитом дизайнере Раймонде Лоуи, который когда-то полностью переработал холодильник Coldspot для фирмы Sears. И в результате продажи взлетели в 5 раз. А удобная система хранения и внешний вид сделали его творение эталоном мирового производства холодильников на многие годы.
- А цифровая индустрия? Как промышленный дизайн связан с ней? Какую
роль он играет в четвертой промышленной революции? - О взаимосвязях можно говорить бесконечно. С одной стороны, промышленный
дизайн – это интегратор IT-технологий в продукт. Например, созданный
командой 2050.ЛАБ дизайн концепта маневрового гибридного локомотива
ТЭМ5Х – это сплав технологий, эргономики и эстетики. Концепт стал одним
из первых в мире локомотивов, в узлы и конструкции которого была системно
интегрирована масса цифровых решений: системы предиктивной диагностики,
компьютерного зрения, дистанционного управления. Это огромная совместная
работа дизайнеров, инженеров, IT-специалистов. Нужно было не просто
встроить оборудование, а облегчить его обслуживание, сделать системы
максимально удобными в использовании. В то же время важно соблюсти все
требования ГОСТов. Нам это удалось. - Что именно сделали дизайнеры? Как удалось подружить IT-технологии, железнодорожную технику и при этом создать красивый локомотив? Внешне он действительно впечатляет. - Расскажу на примере «лица» локомотива - переднего щита. Расположенные
на нем световые приборы и системы компьютерного зрения объединены в
один комплекс. За счет этого камеры и лидары могут легко собирать всю
нужную информацию, машинист же получил хороший обзор в любое время суток
и при любой погоде. Одновременно передний щит работает как путеочиститель,
придает тепловозу динамичность, защищает переходную площадку от снега
и снижает ее загрязнение. А это тоже комфорт работы, безопасность машиниста.
На примере этого проекта можно рассказать еще об одной связи дизайна
и цифровых технологий. Речь идет о процессе создания облика продукта
в специальных программах. - В современном мире дизайнеры совсем не пользуются карандашом и
бумагой? Все рисуется на компьютере? - Конечно пользуются. Традиционным способом рисуются поисковые эскизы,
скетчи. Но вся проектная деятельность, технологическая проработка и
программирование проводились в облачной, компьютерной среде. Наши дизайнеры
хотят идти дальше. У них есть мечта совместно с производителем программного
обеспечения написать скрипты или создать нейросеть, которая будет помогать
в работе, освобождая от части рутинных задач. Пока же 2050.ЛАБ активно
пользуется продуктами цифровой индустрии. Это не только программы, но
и VR, 3D-технологии – они нужны для быстрого создания прототипов, отдельных
деталей продукта. Промышленный дизайн – это не просто сфера, которая
создает продукт, она собирает в единый комплекс массу технологий и знаний.
Та же big data. - Дизайнеры работают с big data? Это же сфера айтишников. Каким
образом такие технологии используются в дизайне? - Давайте рассмотрим на всем нам понятном и актуальном для большинства
примере – городском транспорте. Думаю, многие согласятся, что за последние
годы общественный транспорт качественно изменился. За этим преобразованием
стоит масштабный процесс, где цифровая индустрия сначала собрала аналитические
данные о пассажирах, их транспортных предпочтениях, маршрутах. Потом
эта информация была передана перевозчикам, а они сформировали запрос
на специфические функции транспорта, который затем уже попал и к промышленным
дизайнерам. Так появились новые автобусы и поезда метро, качественно
изменилось внутреннее пространство транспорта. В нем установлены розетки,
телевизоры, множество экранов. Еще 10 лет назад пассажиры даже представить
себе этого не могли. Но задача дизайнеров - думать наперед. Это и поиск
решений, которые создадут дополнительный комфорт пассажирам, и тренд
на "зеленые технологии", и мысли о том, как развлекать людей
в пути. Поэтому уже сейчас по городу нас перевозят экологичные электробусы,
в перспективе нескольких лет мы прогнозируем масштабную совместную работу
промышленных дизайнеров с коллегами из гейминдустрии, теми, кто создает
интерфейсы. - Вы много говорите о совместной работе дизайнеров с абсолютно разными
индустриями и отраслями. Это как-то связано с вашей целью сформировать
и развивать коммуникационную платформу для профессионального сообщества?
Что это означает? - Основная проблема рынка промышленного дизайна в России в том, что
он очень разрозненный. Есть разные дизайн-студии, компании-заказчики,
образовательные центры, институты развития, регуляторы. Задействованы
также компании из смежных сегментов: химики, айтишники и многие другие.
Но крепких и устойчивых взаимосвязей на этом рынке, к сожалению, нет.
А сформировать связную экосистему крайне важно. Это нужно как для развития
каждого сегмента и участника, так и для экономики страны в целом. Цельная
экосистема – это отличная база для экономического рывка. Мы как Национальный
центр промышленного дизайна и инноваций готовы взять на себя работу
по формированию этой экосистемы совместно с нашими партнерами. У нас
сильная команда, профессионализм которой, скажу без скромности, уважает
весь рынок. Мы тесно общаемся с дизайн-студиями, промышленностью, регуляторами,
у нас есть контакты с вузами, компаниями смежных индустрий. - Что конкретно планируется сделать? - Мы уже начали развивать экосистему при помощи различных мероприятий,
инициации широкого обсуждения вопросов промышленного дизайна, изучения
трендов и повышения компетенции российских специалистов. Например, 2050.ЛАБ
провел масштабное исследование рынка промышленного дизайна России, с
глубокой ретроспективой достижений советской креативной индустрии, оценкой
текущего состояния рынка и анализа трендов, в рамках которого были опрошены
лидеры отрасли. В таком формате и объеме этого пока не делал никто.
Сейчас мы как раз готовимся презентовать результаты. - Многие дизайнеры привыкли жить на удаленке. Может, это и есть
идеальный формат? Что еще вы можете сделать для объединения в нынешней
ситуации? - На самом деле мы активно работаем даже в режиме самоизоляции. Например,
наши дизайнеры Алексей Шаршаков и Кирилл Вороник успешно прошли квалификационные
экзамены и получили сертификаты инструкторов по работе в системе Autodesk
Fusion 360. Сейчас готовимся к запуску цикла просветительских курсов
по системам Fusion 360 и Alias Design, по окончании которых выдается
сертификат. Каждый желающий сможет повысить квалификацию или получить
новую профессию, которая в перспективе будет все более востребована
рынком и бизнесом. Более подробную информацию можно узнать по почте
center@2050lab.ru.
Также совместно с нашими партнерами ТМХ и Autodesk мы работаем над
организацией Всероссийского конкурса генеративного дизайна. Он задуман
как профессиональный лифт для представителей дизайн-студий России. Мы
планируем презентовать проект также в рамках Design Day 2050. Конкурс
поможет продвижению инноваций и индустриального дизайна в нашей стране
в целом. Как видите, мы продолжаем активно работать над созданием платформы
для объединения всего сообщества даже в режиме самоизоляции. |
||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||