О ВЫСТАВКЕ
Мастера независимого искусства – Лев Аронов, Анатолий Гусятинский,
Лев Зевин, Мария Ильф-Тарасенко, Георгий Павильонов, Николай Прокошев,
Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Лидия Хромова, Антон Чирков,
Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес и другие. Это люди очень разного
социального происхождения, ушедшие молодыми или в расцвете творческих
сил, искавшие свой путь, манеру и темы, но не вписавшиеся в официальный
советский дискурс. Их истории и судьбы тесно переплетаются между собой,
образуя определенную социальную сеть того времени.
Семашкевич Р. М., Возвращение стада, 1929-30гг.
Группа этих художников неоднородна, её можно разделить по времени начала
творческой деятельности на «старших» и «младших». В тридцатые годы катастрофически
сузилась возможность участия в публичной художественной жизни и выставках
«старших» художников, среди которых Борис Голополосов, Александр Глускин,
Лев Зевин, Александр Китаев, Ева Левина-Розенгольц, Антонина Софронова,
Михаил Ранков, Константин Чеботарев, Антон Чирков. Они не смирились
с идеологическими изменениями и остались странными скрытыми «савонаролами»
и «злобствующими эстетами», рискующими изображать события «как было»,
а не «как надо». У «младших» художников почти не было опыта участия
в объединениях и группах. Из-за отсутствия возможности работать публично
в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях они занимались
станковой живописью «в стол», а на жизнь зарабатывали преподаванием,
монументальной живописью, декоративным оформлением зданий и улиц.
Прокошев Н.И. Комната художника, 1935г.
Взгляд художников внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы,
колористического решения – всё это сделало такое искусство непригодным
для пропаганды советского строя, когда «жить стало лучше, жить стало
веселее». Их творчество, в котором синтезируется влияние различных художественных
школ, начиная от искусства Возрождения и до современных стилей и направлений,
характеризуется полифонией взглядов, методов и жанров. Поэтому наследие
«зафасадных» мастеров интересно показать не биографически, а эстетически
– через поиск стиля, темы, манеры письма, цвета, восприятие времени
и себя в нем.
Голополосов Б.А., Бригада рыбаков, 1932г.
Живописные и графические работы представленных художников бережно хранятся
у наследников и в частных собраниях Москвы, а также в коллекциях крупных
художественных музеев России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь,
Саратов, Ярославль, Киров и др.) и ближнего зарубежья (Нукус, Тбилиси,
Сухуми, Бишкек). Воспоминания наследников, истории об отдельных произведениях,
рассказы о непростой и порой трагической судьбе картин и их создателей,
приоткрывают «забытое» искусство, которое долгое время хранилось вдали
от посторонних взглядов.
Аронов Л.И. Материнство, 1938г.
Фотоматериалы предоставлены Пресс-службой Государственного
научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
|