|
|
|
|
|||
|
||||
Выбор неовизантийского стиля при проектировании храма обусловлено следующими причинами: Анализ историко-архитектурной ситуации в храмостроительстве в г. Одессе в период 19-начало 20 веков. В период с основания города Одессы до начала ХХ века наиболее характерно два стиля, классицистический, для ранних построек во время основания города и неовизантийский, конец 19-го века. В центре города сохранились храмы в классицистическом стиле:
С 1840 года в западном искусстве начинает развиваться новый стиль, тяготеющий к историческому эпосу. В Российской империи новый стиль развивается, возобновляя собственные традиции. В храмовой архитектуре возрождаются древние византийские формы – неовизантийский стиль. К 1860-м г.г. сформировалась довольно значительная группа передовых художников и архитекторов, призывавших к возрождению и внедрению в ткань Одессы, на равных правах с другими, русского национального или, как его реже называли — епархиального "стиля". Его развитие в архитектуре последующих 1870-1890-х годов было связано с накоплением исторических знаний, научных исследований крупнейших русских архитекторов, археологов и искусствоведов — А. М. Горностаева, И. Е. Забелина, Л. В. Даля, Н. В. Султанова, А. М. Павлинова, В. В. Суслова и других. В помощь сторонникам этого течения на страницах журнала "Зодчий" публиковались обмеры и фотографии памятников российской старины. Огромное влияние на развитие этого течения в Одессе оказал ряд работ, выполненных столичными мастерами — проекты больничной Николаевской церкви Н. В. Султанова, Афонского Пантелеймоновского подворья Н. Н. Никонова, принявшего прототипом храм Воскресения "на крови" (1883-1907, арх. А. А. Парланд и И. В. Макаров). Талантливые местные мастера, энтузиасты и поклонники этого направления — архитекторы Ю. М. Дмитренко, Л. Ф. Прокопович, А. Д. Тодоров — обладали своим почерком и выраженными привычками. Разумеется новый стиль применялся в основном при возведении культовых построек. К концу XIX века Одесса становится важным звеном в организации паломнических поездок в Святую Землю и гору Афон, связь с которой рождает строительство в городе Афонских подворий. До начала 1880-х годов паломники прибывали на станцию Одесса-Товарная, откуда к городу путешественников подвозил специальный поезд, похожий на паровой трамвай. В 1882 году был построен новый вокзал в более удобном месте рядом с афонским Пантелеймоновским подворьем, открытом специально для размещения паломников, отправляющихся в Святую Землю и Афон. Вскоре к нему присоединились Андреевское и Ильинское подворья, названные по одноименным русским обителям на Афоне, их основавшим. Пантелеймоновское подворье было открыто в 1876 году, храм с новыми корпусами был построен в 1893-96 годах (архитектор Н.Н.Никонов), Андреевское было обустроено в 1884 году сначала в специально купленном доме, а в 1894-96 был построен храм и новые корпуса, закладка Андреевского подворья состоялась в 1885 году. Ильинское подворье основано в 1884 году. Таким образом, в период возрастания паломнического потока три подворья были готовы для приема паломников. В это же время в Одессе строится еще несколько храмов в неовизантийском стиле. На улице Старопортофранковская – храм в честь святителя Григория Богослова и мученицы Зои. Храм строится на средства градоначальника Г.Г.Маразли в память его родителей. Заложен 9 августа 1894 года и освящен 16 марта 1896 года. Храм имеет форму древней базилики с колокольней и резным фасадом. Храм на Французском бульваре, был освящен во имя Матфея и Евгении, заложен 15 ноября 1897 года и был освящен 31 октября 1900 году. Предположительно, архитектором храма мог быть Л.Ф.Прокопович или Л.Л.Влодек. Ныне храм освящен во имя мучеников Адриана и Натальи. Данный анализ историко-архитектурной ситуации в храмостроительстве
г. Одессы нам необходим для обоснования преемственности в создании данного
проекта. Цветовое решение храма можно предложить охристое, нейтрально-белое
или светло-зеленое по церковной символике цвета. |
||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||