Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

BIM-модели - не прихоть, а новая норма при строительстве

 
 

Своим экспертным мнением делится Александр Сергеевич Страмцов (девелоперская компания ASTERUS). Под его руководством разработаны концептуальная и исполнительная модель крупнейшего в России бизнес-парка класса А "Ростех-Сити". Благодаря масштабу проекта, отработанные на нём новые технологии легли в основу платформы, обеспечивающей создание единого информационного пространства между всеми участниками строительства - от застройщиков до банков.

 
 

Давайте начнём с признания очевидного факта: мир строительства изменился — точно бесповоротно и, кажется, в лучшую сторону. Современному дому, не говоря уже о большом жилищном комплексе или кластере объектов разного назначения, необходим не только мастер с намётанным глазом, но также высокотехнологичное проектирование и полноценное IT решение в виде цифрового двойника.

Строительная отрасль — одна из самых инертных и консервативных среди крупных секторов экономики, затрагивающих миллионы людей. Розничная торговля на полной скорости движется в сторону электронной коммерции, предиктивных технологий и бесконтактной оплаты по отпечатку пальца — застройщики массового жилья по старинке выравнивают панели и оконные блоки, орудуя отвесом.

При этом современные технологии PropTech (property technology) позволяют в полном смысле слова перенестись в будущее, каким мы знаем его по любимым фильмам Вачовски или Люка Бессона. Абсолютное большинство процессов, от геодезических работ до финальной отделки помещений, могут быть оцифровизованы и автоматизированы. Как результат — на каждом этапе возможно получить статистику высокого качества, подвергнуть её анализу и принять обоснованные управленческие решения, повышающие эффективность работы.

Слоны, тянущие повозку

Трудно представить себе что-то более тривиальное, чем перемещение грунта по строительной площадке. Передовые строители хорошо знакомы с беспилотной техникой — экскаваторами, самосвалами. Но для большинства картинка остаётся прежней: рабочие управляют машинами, большой ковш наполняет металлическую емкость, которую затем везёт на себе или тянет грузовик.

Банально? В этом процессе нет резерва для повышения эффективности? Не нужно теоретизировать и вести риторические споры: пример компании TraceAir показывает, что на этом маленьком участке производства строительные компании теряют огромные деньги. Используя дронов, этот стартап помогает строителям прокладывать оптимальные маршруты перемещения грунта; сбережённое топливо даёт экономию расходов и позволяет платить за подобную услугу несколько тысяч долларов в месяц — оставаясь в прибыли.

Откроем маленький секрет: подобные эффективные маршруты можно разработать превентивно в рамках BIM-модели будущего строительного комплекса или отдельного объекта, либо цифровой модели обособленной строительной площадки. Экономический эффект от подобного решения составит миллионы рублей для каждого объекта. Оптимальные маршруты обеспечат и более высокую скорость перемещение автомобилей и груза.

Большие лазерные указки

Вера в хорошего мастера идёт рука об руку с зависимостью от его наличия. Если проверенный специалист заболел или вышел на пенсию, его нерадивый сменщик может слишком дорого обойтись вам. Повторим исходную мысль: работник из категории "глаз — алмаз" все еще остается важным условием хорошего проекта, но теперь огромный блок компетенций решён силами цифры. Кроме беспилотной техники, сегодня все чаще говорят о коботах – новом уровне взаимодействия и взаимного усиления способностей человека силой механизмов и мощью ИИ. Также и в работе над проектированием, реализацией проекта и последующей эксплуатацией рутинные операции, в которых возможна человеческая ошибка: переработка и предварительная аналитика больших массивов данных может и должна быть доверена машине. А вот решения уже принимает человек.

Например, визуальный контроль на этапе строительства может вестись не человеческим глазом, а инструментально — с помощью дронов и лазерных датчиков. Решения такого рода реализованы во множестве программ, включая Autodesk. То же самое относится и к внутренней отделке помещений: вместо обходчика недоработки анализирует камера с обзором в 360 градусов, сопряжённая с системой распознавания изображений. Эта технология уже опробована Constru и другими компаниями.

Все эти рассуждения носят не абстрактный теоретический характер — речь идёт о конкретных решениях, которые были использованы в рамках инновационного проекта "Ростех-Сити". Девелопером бизнес-парка является компания ASTERUS. Якорным арендатором Бизнес-парка - высокотехнологичная корпорация "Ростех". Для реализации амбициозного проекта потребовались инновации на всех этапах – от проектирования до строительства. На уровне цифрового проекта и модели контролировались сроки строительства и качество каждого объекта, оценивались потребности в ресурсах и формировались заказы на них. Строительная площадка находилась под круглосуточным видеонаблюдением, а возводимые конструкции анализировались дронами с лазерными сканерами.

Результат говорит сам за себя: за счёт применения перечисленных технологий был достигнут значительный экономический эффект, но главное — огромный проект, не имеющий прецедентов по целому ряду параметров, был построен всего за 2.5 года. Это невероятный срок для объекта такой сложности. Он стал достижимом, в том числе потому, что ASTERUS активно развивал компетенции BIM-менеджеров внутри своей команды и привлекал лучших мировых специалистов к реализации проекта.

Сквозная цифровизация во времени

И тут мы подходим к главному: все перечисленные достижения не были бы возможны без надлежащего плана. До начала первых работ на площадке Тушинского аэродрома проект "Ростех-Сити" был полностью реализован в виде цифрового двойника. Что это такое? Представьте себе игру SimCity или любую из частей Civilization, только с глубиной и детализацией, позволяющей увидеть инженерные системы и внутренний декор каждого помещения в каждом здании.

Считается, что детальное проектирование средствами BIM позволяет спланировать необходимые ресурсы (материалы, оборудование, технику, работы) и за счёт грамотного распределения внутри ERP-системы минимизировать и стоимость, и простои. Но функционал современного цифрового двойника гораздо шире: он позволяет моделировать транспортные и людские потоки, выявить узкие места, оценить потребность в их расшивке и применении более мощных инженерных решений.

Без этого невозможно обойтись, если вы создаёте жилое или офисное пространство действительно высокого уровня. К сожалению, нельзя передвинуть построенный дом или расширить лифтовую шахту — если вы ошиблись на этапе проектирования, будущие посетители вашего офисного центра или жильцы здания будут сталкиваться с одним и тем же неудобством регулярно. Это же относится и к скверам, дорожкам, внутренним потокам воздуха в квартале (парусный эффект — бич множества таких объектов). Грамотная BIM-модель позволяет этого избежать.

Полноценный, долгосрочный, развернутый BIM — это необходимый атрибут любого статусного строительного объекта. В рамках "Ростех-Сити" была не просто собрана постоянно обновляемая модель, а отработаны новые методики работы и инструменты. Согласно данным Минстроя, лишь 5-7% компаний использовали BIM-моделирование и проектирование при строительстве своих объектов. А ведь грамотно созданные модели позволяют «поиграть» освещением, отследить движение транспорта, оценить нагрузку на социальные объекты, проверить ветровые нагрузки и спрогнозировать заранее эффект от различных улучшений.

Использование BIM технологий не исключает отдельной работы с математическими моделями обособленных опций. При проектировании комплекса «Ростех-Сити» на математических моделях рассчитывались дополнительно отдельные опции. Так, например, было смоделировано движение по парковке, за счет чего была рассчитана ее максимальная вместимость и наиболее эффективно была рассчитана навигация внутри самой парковки. Что касается инфраструктурных примеров — можно упомянуть лифтовое хозяйство объекта. Технологии позволили рассчитать работу лифтов так, чтобы время их ожидания составило максимум 26 секунд. Кроме этого, были рассчитаны потоки пассажиров, что позволило спроектировать лифтовые секции таким образом, чтобы в них не возникало скопления большого количества людей. Еще один из таких примеров — это расчет воздушных потоков, который позволил спроектировать пешеходные зоны так, чтобы их не продувало зимой и осенью холодными ветрами, и тем самым не был нанесен урон комплексу.

Из важных инфраструктурных примеров – именно с помощью BIM была рассчитана предельная нагрузка электрических сетей, что позволило точно установить необходимые мощности и минимизировать издержки на энергозатраты, а также избежать скачков энергии и перебоев в системе энергоснабжения.

Важно понимать, что современные BIM-модели адаптивны. Нет никакого практического смысла в модели, которая не меняется вместе со строительным объектом — цифровой двойник развивается вместе со своим физическим исходником, и в процессе строительства подвергается необходимым корректировкам. Замеры позволили сделать движение двухсторонним и уточнять параметры модели, приводить её в соответствие с реалиями.

Сейчас бизнес-парк построен и сдан государственной комиссии, но для BIM-модели всё только начинается: цифровой двойник теперь послужит эксплуатационщикам, продолжит жить и развиваться. Ко внутренним сервисам добавятся инструменты, доступные внешнему потребителю — умные помощники на улицах и парковках, навигационные табло, а в перспективе и системы внутренней доставки и диспетчеризации.

Об эксперте:

Александр Сергеевич Страмцов, девелоперская компания ASTERUS.

Окончил Московский Государственный Строительный Университет

Работал: ADG Group

Более 10 лет в сфере BIM. В компании Asterus отвечает за работу отдела BIM-технологий. Под его руководством разработаны концептуальная и исполнительная модель крупнейшего в России бизнес-парка класса А "Ростех-Сити" (263 200 кв. м.). Благодаря масштабу проекта, отработанные на нём новые технологии легли в основу платформы, обеспечивающей создание единого информационного пространства между всеми участниками строительства - от застройщиков до банков.

В настоящий момент разрабатывается эксплуатационная модель здания. Осуществляет обучение специалистов смежных отделов для синхронизации BIM-задач и развивает компетенции внутри команды.

 

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru