АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

Воркшоп "Вторая жизнь бумажной архитектуры"

 

C 24 по 27 января 2021 года команда Future Architects совместно с проектом БУМ проведут студенческий онлайн-воркшоп "Вторая жизнь бумажной архитектуры".

 
 
Подведены итоги воркшопа "Вторая жизнь бумажной архитектуры"

Победила исследовательская работа "Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX. Влияние на мировые тенденции в архитектуре".

Работу выполнила команда-победитель в воркшоп-исследовании, посвященном изучению бумажной архитектуры в составе студентов-архитекторов.

Куратор исследования: Ашарина Мария (МАрхИ, 2 курс)

Участники команды:
Дмитриева Лада (НовГУ, 5 курс)
Рашидова Анна (МАрхИ, 5 курс)
Обиджанов Атхам (МАрхИ, 2 курс)
Пастухова Глория (МАрхИ, 2 курс)
Мархаева Александра (НГУАДИ, 3 курс)


Великая французская революция конца XVIII века. Почему великая? В России ей уделялось особое внимание. Ленин писал: "Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...". На переворот во Франции в конце XVIII века повлиял политический, экономический и социальный кризис. Перемен требовали все: и представители буржуазии, и горожане, и простые рабочие и крестьяне.



Под знаком этой революции трансформировалась и архитектура. Возникает новое движение во Франции в конце XVIII. Происходит накопление черт, отвечающих утилитарным требованиям нового уклада жизни. Основной стилевой системой остается классицизм, однако он проходит сложный путь развития в предреволюционный период: республиканский, консервативный и академический.

Стремление создать новую комбинацию элементов в композиции характеризуется поиском фантастичных решений, отказом от повседневной жизни и стремлением в далекое будущее. Хотя предпосылки ни в функциональном, ни в конструктивном развитии типов зданий еще не доведены до совершенства, но они оказывают значительное влияние на творчество консервативно настроенных архитекторов. Утопические попытки порождают склонность к мегаломании, новым композиционным приемам, чистой геометрии и т.д.

Нововведения переплетаются с традиционным классицизмом. Несмотря на его стилевую и художественную непоколебимость, начинают проявляться противоречия между архитектурными формами и назначениями зданий, между утилитарными требованиями и строгостью устоявшейся системы.



Период интенсивной работы архитектурной мысли приходится на трех великих "бумажных" революционеров Франции - Клод-Николя Леду, Этье Луи-Булле и Жан-Жак Леке?. Они понимают, что цель их архитектуры - воплощение концептуальной идеи, а не функции здания. Искусство классицизма является лишь отправной точкой в развитии утопических представлений.


Работы архитекторов-рисовальщиков отражают предстоящий перелом в будущем архитектуры. Architecture parlante ("говорящая архитектура") пропагандирует новую, чистую геометрию, свободу мысли, стремление в вечность и т.п. Эти постулаты продолжают направлять архитекторов на создание новых образов. Мир бумажной архитектуры оказал влияние на многие зародившиеся позднее стили.

Особое влияние "разговорчивая архитектура" оказывает на модернизм, брутализм, конструктивизм и деконструктивизм. Здесь кардинально меняется подход к формообразованию и эстетическому решению. В каждой из этих эпох архитектура очищает и развивает нового человека.



Период модернизма XX века - дух романтизма, в котором возникают все те же идеи - идеи правды, поиск подлинной реальности, отличной от действительности. Интерес к вопросу мироздания человека и природы остается прежним. Модернизм преподносит новые архитектурно-строительные принципы, при этом обращается к искусству классической эпохи.
Брутализм середины XX века, "решительно широкобедрый и массивно бородатый", задумывается в качестве отхода от буржуазных элементов модернизма. Его отличие от модернизма и соответствие с "говорящей архитектурой" заключается в грубости и массивности, а также в экспрессионизме, исключающем функционализм.

Конструктивизм же в свою очередь является еще одним масштабным переломом в обществе. Перелом происходит ввиду стремительного научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Грандиозные перемены проявляются не только в структуре семьи и могуществе технологий, но и в вере в безграничность человеческого разума. Формируются основные принципы современной архитектуры: утилитарность, отсутствие декора, строгая лаконичность форм. На смену утомительному академизму приходит радикальный разум науки. Точно так же, как и в XVIII веке на смену классицизму приходит "бумажная" архитектура, так и конструктивизм XX века приходит на смену академизму, тем самым завершая классическое искусство и его идеологию. Архитектура перерождается в ином, новом облике, продолжая отвечать потребностям современного общества.
Правила существуют, чтобы их нарушать. Так же считают последователи следующего стиля. Деконструктивизм конца XX века - направление постмодернистских архитектурных тенденций. Философия заключается в нарушении привычной человеческой мысли ради воплощения новой чистой формы. Несмотря на некую имитацию других направлений, деконструктивисты следуют своему правилу: "ломают" форму и представляют ее в другом свете. Так же, как и французские "бумажники" в своё время "сломали" представление о традиционном архитектурном сооружении. Буквальная острота и резкость - новая интерпретация данного направления. Архитектура ставит человека в замешательство, апеллируя двумя вещами: эмоциями и ассоциациями, пренебрегая функциональностью.



Интересно и влияние на архитектурные сооружения в наши дни. Мы говорим о, своего рода, символизме. Уровень технологического прогресса на сегодняшний день позволил всячески экспериментировать и "заигрывать" с представлением об архитектуре. Таким образом появляются причудливые архитектурные сооружения в виде, например, слона, самолёта или кофемолки. Мы уверены, что авторы этих проектов хорошо знакомы с творчеством архитектора-фантазёра Жан-Жака Лекё. Речь идёт о воображаемом мире Лекё: Ворота перед охотничьими угодьями с бычьими головами, дом в виде быка, дом в виде слона в разрезе, проект "Замок". Современники этого мастера и предположить не могли, что такой подход к архитектуре когда-то может стать реальным.



Важно отметить, что помимо проведенной нами аналогии между упомянутыми стилями и бумажной архитектурой эпохи французской революции, мы проследили особенное к ней отношение со стороны известного архитектора Ле Корбюзье. В своих осуществленных проектах Корбюзье "рассуждает" и объясняет процесс формообразования, исходя из философии французских "бумажников". Пристрастие к гигантомании, конструктивной и внешней гладкой безупречности является отсылкой к революционной архитектуре Леду, Булле и Леке?. А использование стекла архитектором в постройках делает их более просторным и открытыми. Благодаря исследованию Корбюзье мы можем проследить движение, прочувствовать объем и насладиться внешним обликом зданий. Это не большая, но яркая часть нашего архитектурного наследия.

Леду, Булле и Леке? - истинный эпатаж вне времени. Это пример безграничной фантазии, стремления к идеалу и свободе. Благодаря непризнанным гениям своего времени мы движемся вперед и становимся независимыми. Наверное, поэтому мы часто обращаемся именно к архитектуре и проблемам тех эпох, которые перерождали наш мир в стремлении к совершенству. Мы продолжаем искать, пытаться, пробовать, смотреть и видеть вновь и вновь, возвращаясь к началу. Мы идем по этому бесконечному кругу идей. Каким бы ни было начало, оно одно - бумага и карандаш, "бумажная" утопическая и такая противоречивая архитектура.

Библиография:

Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. перевод с французского на русский: Оксана Махнева-Барабанова. Том 1. Екатеринбург: Архитектон - Издательство УралГАХА, КАНОН, 2003.
Леду Клод-Николя. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству нравам и законодательству. Место: издательство Квадрат, 2003.
"Революция и наследие/наследие революции"// Ю.Ю. Бахарева Н.В. Марушина О.Б. Жукова В.А. Семенов, КГИОП Санкт-Петербурга, 2017.
Русева В.."Клод Николя Леду". Место: Комсомольская правда|Директ-Медиа, 2014

+ открытые интернет-ресурсы.

 

 

О ПРОЕКТЕ

Участники разделятся на пять команд и погрузятся в изучение одной из тем: "Бумажники эпохи французской революции", "Авангардисты 20-х", "Москва 70-х", "Новосибирск 80-х", "Виртуальная бумажная архитектура современности".

Помогать в этом будут кураторы, которые, как и участники, такие же заинтересованные студенты, готовые поделиться своими знаниями и опытом! Вместе они выявят особенности, присущие тому или иному периоду, и составят большую сравнительную таблицу. Вся работа будет проходить в Miro и Zoom.

В конце воркшопа кураторы и участники выберут команду, исследование которой окажется лучшим и будет опубликовано в архитектурных интернет-изданиях. А его авторы получат в подарок любой образовательный курс от команды Future Architects.




Подать заявку на участие можно до 23.01 включительно


ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Информация о воркшопе: instagram.com/f.a.community
Информация о фестивале БУМ: instagram.com/bum_arch
Курсы от Future Architects: futurearchitects.ru/education

 

Сайт: futurearchitects.ru

 
Форма для подачи заявки : forms.gle

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Самые интересные спорткомплексы
Музей часов от Бьярке Ингельса
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru