Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

   НОВОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА

Архстояние 2022. Счастье есть?

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ САМЫХ ГЛАВНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ НОВОСТЕЙ СО ВСЕГО МИРА

Один из крупнейших фестивалей современного искусства АРХСТОЯНИЕ прошел в Никола-Ленивце уже в семнадцатый раз. В этом году главной темой стал вопрос "Счастье есть?" и поиск точек опоры, чтобы пережить непростое время. И фестиваль с уверенностью подтвердил, что Счастье - есть. Его не может не быть.

МЕСТО ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Фестиваль "Архстояние" верен своей утопической идее о возможности повлиять на мировые проблемы через большой коллективный спектакль. Художники, перформеры и музыканты представили мистерию-путешествие об обретении опоры и надежды в полной мгле. "Архстояние"-2022 - это размышления о том, как пережить темную ночь, чтобы вместе встретить рассвет...

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Каждый участник конкурса на проект к фестивалю "Архстояние"-2022 предложил свой взгляд на раскрытие темы, призвал задуматься о сущности счастья, насколько оно неуловимо и мимолетно, показал, каким вариативным оно может быть.

"Мы получили 281 заявку, что говорит об актуальности вопроса, который поставил в этом году фестиваль Архстояние. Нас удивило и порадовало разнообразие форм работ. По итогам конкурса мы решили реализовать не один, а несколько проектов. Разность подходов составляет, на мой взгляд, цветную мозаику ответов на вопрос "Счастье есть?", — куратор фестиваля Антон Кочуркин.

НОВЫЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ

В этом году фестиваль АРХСТОЯНИЕ в очередной раз пополнил свою коллекцию новыми объектами.

Главным произведением фестиваля стал "Мавзолей мечты" архитектора и художника, настоящего гуру деревянного домостроения Тотана Кузембаева. 29-метровая башня (самая высокая постройка за всю историю фестиваля) олицетворяет собой размышления автора о том, какие природные жертвы принесены на алтарь человеком в поисках эфемерного счастья, следовании к заветным целям и хрупким мечтам. "Мавзолей мечты" автор также назвал "мавзолеем человеческой глупости и жадности".

Николай Полисский – создатель арт-парка Никола-Ленивец, инициатор и вдохновитель фестиваля "Архстояние", выдающийся художник, "отец русского ленд-арта"
Тотан Кузембаев - ведущий российский архитектор и художник, лауреат международных премий, звезда российской деревянной архитектуры, автор арт-объекта "Мавзолей мечты"
 

Тотан Кузембаев: "Я много строил и стал искать смысл: что я делаю, как я живу? И я пришёл к выводу, что лучший архитектор – это бумажный архитектор, который ничего не построил. Если я строю, то я истребляю лес, нарушаю жизнь. Мечтая о счастье, не делай несчастными других. Нужно думать о природе, ограничить потребление. Создавая большие дома, все равно самое важное – это вид. А вид – это природа!"


Венчает башню оазис из пластиковых "райских" пальм, в основании - кости животных, а "туловище" сооружения — это несколько уровней из различных переработанных материалов: кирпича, старых досок, пластиковых и стеклянных бутылок - своего рода осколков коллективного счастья.

Сопровождал презентацию башни аудиоспектакль Дмитрия Волкострелова "Мавзолей мечты".

Башня стала еще и первым арт-объектом в самой западной части парка, рядом с деревней Шадеево. Территорию бывшего сельскохозяйственного поля планируется плотно осваивать, в будущем здесь появятся кемпинг, детский творческий лагерь и множество пешеходных троп.


Кроме "Мавзолея мечты", в парке появилась новая территория, как ее называют, Зона абсолютной беззаботности. Здесь разместился "Аквариум" одного из победителей Open-call фестиваля, художника Сергея Шеховцова (проект был реализован при поддержке мецената арт-парка Наталии Опалевой и Музея AZ). Это самый настоящий аквариум, в масштабе 1:10, где вместо рыб могут находиться люди. Здесь все предназначено для ощущения беззаботности и счастья - нужно просто войти и принять правила экосистемы.

Сергей Шеховцов

 
ПЕРФОРМАНСЫ И ИНСТАЛЛЯЦИИ

Еще в Зоне абсолютной беззаботности на три дня проведения фестиваля появился "Санаторий сна" художника и скульптора Романа Сакина. Это удивительное пространство, которое одновременно - и произведение искусства, и настоящий санаторий, в котором сон - это не только очень нужное и счастливое состояние тела, но и свобода.

На территории санатория расположились: павильон под открытым небом, в котором специальные снотворные мероприятия помогут расслабиться или уснуть (например, хор зевающих людей); аптека запахов с нюхательными солями для успокоения и запахами из снов; исповедальня, в которой можно поговорить с психологом и получить направление на процедуру в павильоне сна; павильон книги снов, в котором каждый желающий, выспавшись в гамаках и на кроватях санатория, может записать увиденный сон в книгу или просто прочитать сны других; кафе, в котором можно выпить полезных травяных чаев и вкусить мультипликационной еды из снов. Еще можно было сходить на экскурсию запахов и экскурсию лежания в красивых местах, послушать лекцию самого скучного лектора, читающего ее усыпляющим голосом, увидеть выступление усыпительного оркестра и пообщаться с профессиональным сомнологом.


В поисках счастья художница Дарья Лисицына и соучастники в своей инсталляции "Большая грязь или Черная дыра Никола-ленивецкого уезда" предложили, причем в прямом смысле, окунуться в детство, сбросить с себя серьезность взрослой жизни, расслабиться и как следует "оторваться" в грязи.

Идея пришла к Дарье из воспоминаний об одном фестивале, в котором была участницей. "Была очень дождливая погода, фестивальное поле затопило и превратилось в месиво, и гостям ничего не оставалось, как начать активно валяться в грязи. Грязь была теплая, летняя, и это было очень приятно. Черная дыра — это как бы портал в новую реальность, а грязь — то, что нужно преодолеть для выхода из зоны комфорта. Взрослые часто забывают о том, как классно было в детстве плескаться в грязной луже. Шагнуть из белого, стерильного мира в грязь, скинуть маски — это серьезный шаг, но он приносит облегчение".

Вернуться назад в прошлое и призвана теплая грязевая яма, где целый день можно было кувыркаться всем желающим. Грязь еще и целебная - привезена из Ейска, так что инсталляция фактически предложила процедуру бальнеологического курорта. Достойно выйти из ямы легко — рядом располагался душ, где можно было помыться.

Дарья Лисицына

Тему возвращения в детство (не зря оно все же считается самым счастливым временем на свете) раскрыли Дмитрий Запылихин в своей работе "Счастье - Детство" и авторский коллектив компании MLA+: Игорь Тарновский, Даниил Веретенников, Ксения Дудина в инсталляции "Вау! Кикер".

Кинетические объекты "Счастье - Детство" - это своего рода детские игрушки для взрослых — деревянные конструкции в половину человеческого роста. Чтобы привести их в движение нужно всего лишь потянуть за веревки. Играя в них, каждый взрослый может почувствовать себя ребёнком и побаловаться.

Арт-объект авторского коллектива компании MLA+ от привычного кикера "Вау!Кикер" отличается не только огромными размерами и значительно большим числом возможных участников (до 18 человек), но и ходом игры: в отличие от барно-офисной модификации, игра здесь может длиться бесконечно. Причем в ней не будет ни победителей, ни проигравших. Важно, что накал страстей при этом не уменьшается, ведь каждый гол в чужие ворота – это маленькая победа.

Кинетические игрушки "Счастье - Детство"
"Вау!Кикер"

Измерить высоту счастья решили Юлия Назар, Светлана Демина, Ксения Куприна, Анастасия Марковская, Ольга Аксенова в своем проекте "С высоты птичьего полета". Каждый гость фестиваля мог вознестись над проблемами, сбежать от суеты, заглянуть за горизонт и обрести счастье не только вокруг, но и внутри себя, поднявшись над арт-парком на автовышке. 21 метр — вот высота, на которой, по задумке авторов, можно стать счастливым.


На земле измерить Счастье удалось архитектору-художнику Александру Бродскому в своей временной инсталляции "6 соток"*. По словам Антона Кочуркина, это "совершенно гениальная находка, причем очень актуальная. 6 соток - это единица измерения счастья советского человека. Единственная зона свободы, где ты можешь делать все, что угодно - хочешь, сажай картошку, хочешь - посей газон. Это место, где можно собраться с друзьями и близкими, и единственное место для большинства советских людей, куда можно было поехать отдохнуть. Александр Бродский напомнил, каким счастливым можно быть в границах шести соток."

Автор огородил каждый из шести участков площадью 100 кв. м глухим забором из металлического профнастила, оставив между ними узкие проходы. Попасть внутрь и просто заглянуть - нельзя. Оставалось только ходить между участками и представлять, какие эмоции могли переживать счастливые обладатели заветных шести соток.

*Сотка (квадрат 10х10 м=100 кв.м) - с советских времен и до наших дней - единица измерения площади дачных и садовых участков, а 6 соток - разрешенная площадь одного участка, "загадочная единица измерения счастья".


На вопрос "Счастье есть?" попытался ответить и Дмитрий Волкострелов в своем партисипаторном проекте "Встреча / Место". Автору хотелось создать интимную для каждого человека историю, таким образом родилась тема двенадцати капелл, в каждой из которой находится перформер, с которым можно на короткое время вступить во взаимодействие. Для каждой капеллы отведено примерно пять минут, и за это время можно было найти для себя что-то новое или забытое, но наверняка счастливое.

Проект "Встреча / Место" призван напомнить, что наше счастье невозможно без других людей, как коммуникация ценна и важна для нашего мироощущения.

Дмитрий Волкострелов

За поиском счастья можно отправиться из "Версаля" по тропе через "Теневой павильон" и "Обитаемое вещество" в сторону "Белых ворот". Но прежде, чем его обрести, придется преодолеть "Черную полосу" - еще один новый арт-объект от одного из победителей конкурсной программы фестиваля - бюро SON architecture.

Ощущению счастья часто предшествует "черная полоса" — период каких-либо трудностей. Авторы своей инсталляцией напоминают гостям: жизненные неприятности рано или поздно заканчиваются и на смену им приходит противоположное — период счастья. Стоит подумать об этом, пока будете постепенно подниматься по 300-метровой черной тропе к возвышающимся над полем "Белым воротам", созданным Николаем Полисским в 2016 году. Существующий объект стал частью нового проекта в качестве символа светлого периода в жизни.

"Нам показалось удачным такое смысловое и визуальное взаимодействие объектов разных лет, — рассказал Егор Королев, соавтор проекта. - А взаимодействовать с нашей черной полосой просто - по ней нужно просто пройти, собственно, как и в жизни".

Егор Королев, соавтор "Черной полосы" и Антон Кочуркин, куратор фестиваля

Фестиваль Архстояние - это не только огромный ленд-арт, но еще музыка, спектакли, перфомансы и множество образовательных проектов.

В этом году попробовать стать счастливым можно было уже по дороге в Никола-Ленивец. Для этого нужно было приобрести билет на автобус со спектаклем-экскурсией от театрального режиссера и медиахудожника Габбилена Галычева.

Гости фестиваля еще до его официального открытия могли поучаствовать в проекте Евгении Сенницкой "Письма счастья". Для этого нужно было быть подписанным на рассылку Никола-Ленивца. Каждую неделю подписчикам приходили письма от создателей парка и всех, кто с ним связан. Личные, сокровенные истории, мысли, чувства, переживания — письма о счастье становятся поддержкой в сложные времена.

Анастасия Рябова и Марианна Высоцкая в поисках счастья предложили всем желающим принять участие в личной трансформации в психологической практике "Путь".
"Путь" познакомил участников ближе с парком и его объектами и позволил открыть новые смыслы. Игровые практики и физические упражнения сняли зажимы с тела, а задания научили выражать себя более свободно и с принятием относиться к себе.

Интерактивный перформанс Анны Гилёвой, Анастасии Сазоновой, Валерии Абрамовой "Стена плача" основан на идее очищения. По подсчетам ученых, достаточно всего 12 минут плача, чтобы почувствовать себя легче и обрести счастье. Участники попали в пространство, где плачут все, и смогли дать волю своим эмоциям. Перформанс невозможно наблюдать со стороны — нужно испытывать это самому.

И еще немного фотографий с фестивального поля:

 

-----------------------------------------
Автор статьи © Наталья Леденева для ARCHITIME.RU
Фотоматериалы ARCHITIME.RU © Наталья Леденева (если не указано иное)
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Репортаж с Архстояния 2021 Репортаж с Архстояния 2021
Репортаж с Архстояния 2020 Репортаж с Архстояния 2020
Репортаж с Архстояния 2019 Репортаж с Архстояния 2019
Фестиваль "Архстояние Детское" 2019
Фестиваль "Архстояние Детское" 2019
Репортаж с Архстояния 2017 Репортаж с Архстояния 2017
Репортаж с Архстояния 2016 Репортаж с Архстояния 2016
Репортаж с Детского Архстояния 2016 Репортаж с Детского Архстояния 2016
Репортаж с Детского Архстояния 2015 Репортаж с Детского Архстояния 2015
Репортаж с Архстояния 2015 Репортаж с Архстояния 2015
Репортаж с Детского Архстояния 2014 Репортаж с Детского Архстояния 2014
Репортаж с Архстояния 2014 Репортаж с Архстояния 2014
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru