Искусство неотделимо от личности художника. Масштаб
произведений, его эстетические качества зависят от того, насколько личностно
растет художник, а в нашем случае архитектор. Мы задались вопросом:
в чем особенность проектов Клейна и личности автора? Мы нашли 8 вариантов
ответа на этот вопрос.
 |
Трудоголизм с малых лет
Первый след в московской архитектуре Роман Клейн оставил в здании
Исторического музея, над которым работал в качестве помощника
архитекторов Попова и Шервуда.
Клейн выполнял массу черновой работы, копировал
чужие чертежи, быстро приобретая необходимые знания и навыки,
учился использованию архитектурных приемов древнего зодчества
в новых сооружениях.
Не менее важными в судьбе Клейна стали самые первые, но меньшие
по объему здания. Например, работа над проектом неоклассического
особняка Варвары Алексеевны Морозовой в Москве на Воздвиженке
14. Этот проект ввел его в круг Морозовых, Коншиных, Шелапутиных,
Прохоровых и обеспечил разнообразными заказами на несколько лет.
На фото: Р.И. Клейн (фотография 1890-х годов)
|
Во имя искусства
Некоторые эксперты сходятся во мнении, что Клейн - единственный архитектор
в России, который создавал шедевры просто так, во имя искусства. Порой,
он даже не получал плату за работу и ради качественной реализации проекта
вкладывал в него собственные средства.
Так, например, финансирование строительства главного
здания ГМИИ им Пушкина было столь напряженным, что профессор Цветаев
вкладывал собственные деньги, а Клейн годами не получал жалованья и
жил доходами от других своих построек.
Крепкие конструкции
Роман Клейн - один из первых в России архитекторов, кто начал применять
в строительстве железобетонные конструкции.
 |
Театральная площадь, магазин "Мюр и
Мерилиз". Около 1908-1910 гг.
|
Строительство магазина "Мюр и Мерилиз"
(ныне ЦУМ) в 1908 году стала почти сенсацией. Семиэтажное здание в стиле
английской готики с двумя подвальными этажами. "Это здание первое
в России, стены которого построены из железа и камня, причем толщина
заполнения кирпичных стен, начиная с фундаментов, соответствует только
климатическим условиям, именно: 1 аршин, - писалось в отчете. - Постройки
из железа и камня особенно распространены в Америке, где такая конструкция
вызывается высотой зданий в несколько десятков этажей; при проектировании
же здания Товарищества "Мюр и Мерилиз" она была применена
для того, чтобы иметь возможность сделать стены тоньше и вследствие
этого расширить площадь помещения… получить достаточное освещение помещений
дневным светом".
И еще одно новшество было впервые в России - устройство зеркальных витрин
на уровне первого и второго этажей главного фасада.
Размах
Создание ГМИИ имени Пушкина стало для Клейна делом жизни, так же как
для основателя музея Ивана Владимировича Цветаева.
 |
Строительство Музея. Установка колонн центрального
портика. Май 1905 г.
|
"В архитектурной композиции, - писал Клейн в своем "Руководстве
к архитектуре", - порядок проявляется в расположении здания. При
этом исходят от внутреннего ядра, от сердца распланировки, доводят до
развития внутренний организм и скелет здания, одевают последний, вырисовывают
в перегибах, в главных частях и обряжают внешний вид посредством расчленения
и украшений. Такой прием ведет к цельности организма, к единству в архитектуре…
мы имеем перед собой не конгломерат отдельных, случайно нагроможденных
кусков, а неделимое целое".
Совместить несовместимое
Во время строительства Пушкинского музея Клейну пришлось
решать сложные художественные задачи: оформление 22 залов в разных исторических
стилях, разработка двориков, крытых стеклом, - греческого и итальянского,
парадного (белого) зала. Одни из этих задач вызывались необходимостью
размещать внутри здания архитектурные фрагменты огромных размеров (угол
Парфенона в натуральную величину), которые приобретал Цветаев.
Авторский почерк
Одни считают, что почерк Клейна не спутать среди других, другие сходятся
во мнении, что в его архитектуре нет определенных черт, приемов, по
которым можно было бы уверенно сказать: "Да, это сделал Клейн!".
Несмотря на кажущийся на первый взгляд рационализм и
даже схожесть некоторых построек, он создал проекты, которые запоминаются
с первого взгляда: храм искусства - ГМИИ им. Пушкина, богато орнаментированный
Бородинский мост, Средние торговые ряды в русском стиле на Красной площади,
и все тот же Клейн - первопроходец в проектировании зданий жесткого
функционала из металла, стекла и бетона - магазин "Мюр и Мерилиз".
Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города.
Клейн проектировал как общественные здания: музеи, учебные
и научные институты, больницы, богадельни, зрелищные сооружения, так
и жилые дома, особняки и доходные дома, фабрики и заводы, культовые
постройки. Стилистически для произведений Клейна характерны псевдорусский
стиль, неоклассика, неогрек, а также неоготика, неоренессанс, необарокко.
Историзм
Многожанровость Клейна - проявление его профессионализма как особой
психологии историзма архитектора, как осознание архитектором себя в
качестве наследника мастеров-ремесленников. Историзм Клейна - не просто
основа его творчества, но едва ли не присвоенное архитектором особое
личностное качество, особый "личностный историзм".
В конце XIX - начале XX века архитекторы стремились
создавать строения близкие по духу и форме прошедшим историческим эпохам,
но с веяниями нового времени. Особняк Снегирева - яркий пример историзма
в архитектуре Романа Клейна. В облике здания сочетаются черты модерна
и готики. Декор здания выполнен в эклектическом стиле. Несмотря на внешнюю
схожесть фасадов в архитектурной трактовке, каждый фасад дома воспринимается
по-своему, чему способствует своеобразный план здания с его оригинальным
решением входов, а также асимметричное расположение венчающего кровлю
шатра со шпилем. В архитектурно-художественном особняк является интересным
образцом усадебной застройки конца XIX века.
Хороший учитель
Роман Клейн преподавал на архитектурном отделении инженерностроительного
факультета в Московском высшем техническом училище (сейчас МГТУ им.
Баумана) и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916-1918
годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий
Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы.
Из автобиографии: "… Для плодотворного преподавания необходимо
возможно тесное общение руководителя с учащимися, именно совместная
работа их в мастерской, причем руководитель не только даст указания,
но и сам фактически параллельно с учащимися разрабатывает эскизы и части
проектов. Такая постановка дела не только облегчает студентам следить
за правильным ходом разработки задачи, но служит также мощным импульсом
для работы их воображения, для развития их творческой способности и
техники работы".
... За мое долголетнее руководство строительным
бюро и при занятиях по архитектурному проектированию со студентами IV
и V курсов Рижского политехнического института в течение 1917-1918 учебного
года у меня выработался совершенно определенный взгляд на метод преподавания
искусства вообще и, в частности, архитектуры.
Статья подготовлена Марией Бакаевой для ARCHITIME.RU
по материалам: posmoscow.ru, ardexpert.ru, interpretive.ru, booksite.ru
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|