Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени
А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку,
посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича
Щусева (1873 - 1949) - "Алексей Щусев. 150", приуроченную
к его 150 летнему юбилею.
Алексей Щусев - архитектор уникального дарования, блестяще проявивший
себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX - первой
половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка "Алексей
Щусев. 150" в Музее архитектуры представляет публике около
200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую
карьеру. В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические
листы дополнены ученическими и художественными работами мастера,
архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея
Щусева, моделями и макетами. Выставка позволит взглянуть на великого
зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора,
основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
Выставка "Алексей Щусев. 150" - самый масштабный проект
Музея за последние десятилетия. Она занимает два главных выставочных
пространства: экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской
архитектуры, в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество
мастера.
В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего:
от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные
проекты к главным творениям - Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею
В.И. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера
Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки, с
акцентом на наиболее известные сооружения Щусева, поможет зрителю
проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора,
точно чувствующего изменения художественных вкусов и реалий времени
и тонко реагирующего на них.
 |
А.В. Щусев, Д.Б. Савицкий. Проект восстановления
и реконструкции Новгорода. 1943-1947
|
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева:
Казанскому вокзалу - горячо любимому и самому трудному детищу мастера,
работе над которым он отдал 38 лет, и ранее неизвестным публике
сооружениям железнодорожных линий Арзамас - Шихраны, Нижний Новгород
- Котельнич и Казань - Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо,
водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного
оформления порталов тоннелей демонстрируют гибкость мышления и практическую
сметку автора, желающего достичь высокого художественного результата
в строгих рамках технического задания.
В разделе "Новая Москва" зрители познакомятся с произведениями,
созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы
"Новая Москва", проектами Всероссийской сельскохозяйственной
и кустарно промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В.И. Ленина
- одного из ключевых произведений не только в творческом наследии
Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века в целом.
Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики
1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу,
Библиотеки имени В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные
проекты санатория в Мацесте, гостиницы "Интурист" в Батуми,
зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних
дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса - Энгельса -
Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных
улиц и площадей столицы. Великолепное умение мастера адаптироваться
к быстро меняющимся стилевым направлениям демонстрируют варианты
проекта Дворца советов, представленные на разные этапы конкурса.
 |
А.В. Щусев. Конкурсный проект Дворца
Советов в Москве. Второй этап.
Перспектива со стороны реки при ночном освещении. 1932
|
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора:
гостинице "Москва", работа над которой сопровождалась
скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному
театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте - одной из признанных
вершин творчества Алексея Щусева. Наряду с архитектурной графикой
в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного
искусства. Фрагменты подлинного убранства гостиницы "Москва"
- гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады
и предметы из гостиничных номеров - напоминают одновременно о высоком
уровне художественного оформления здания и о его трагическом разрушении
в 2004 году. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют
авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы
росписей фойе - свидетельства любви Алексея Щусева к национальным
традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры
Средней Азии.
 |
А.В. Щусев, мастер А.Л. Камышников. Проектная
модель Государственного академического театра оперы и балета
имени Алишера Навои в Ташкенте. 1938
|
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева
в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это
сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов
и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде,
Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов
также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране,
работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская
"Академпроект" продолжала в военные и послевоенные годы.
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея
Щусева - Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе
в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования
музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева
как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения
искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы
научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был
его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, куратор
выставки: "Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы,
не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах
места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям
общества. Алексей Щусев - гениальный архитектор. Он жил и работал
в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала
ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые
войны, - все эти события сопровождались радикальными переменами
художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее
мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного
стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться
лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий.
Более 80-ти реализованных проектов - редкое достижение, однако благодаря
необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя
и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм
и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное
высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким
мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным
делу и своей стране человеком".
Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском
приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея
Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия
в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи.
Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна
раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с
созданием ансамбля Марфо Мариинской обители милосердия в Москве,
церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя
Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора
Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка
и многих других. Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея
Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным,
Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими.
Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры им. А.В.
Щусева по научной работе, куратор выставки: "Алексей Викторович
Щусев в своем дореволюционном творчестве предстает перед нами не
только как архитектор эпохи модерна с присущим ей вниманием к деталям,
но и как человек, глубоко понимавший древнерусскую архитектуру,
черпавший вдохновение в ее образах, переносивший их в свое творчество.
Каждый проект Щусева поражает цельностью образа, глубиной проработки
и художественным уровнем исполнения, что, несомненно, привлекало
к нему самых именитых заказчиков".
На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного
музея архитектуры имени А.В. Щусева, 18-ти государственных музейных
и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В.
Щусева. Среди экспонатов - проектная архитектурная графика, эскизы
и рисунки Алексея Щусева и художников, с которыми он сотрудничал
(М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровой, Е.Е. Лансере,
Н.Я. Тамонькина и других), авторские модели, макеты, документы,
письма, архивные фотографии, видеохроника - материалы к ключевым
и малоизвестным проектам, часть из которых показана впервые.
Архитектура выставки, разработанная Сергеем Чобаном и Александрой
Шейнер, отражает основной замысел кураторов проекта: представить
невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во
всем его многообразии и масштабе, расставив важные акценты на малоизученных
и наиболее важных темах. Сергей Чобан, архитектор выставки: "Работая
над дизайном экспозиции, мы сформировали собственный художественный
прием для каждого зала, последовательно раскрывающего Щусева как
архитектора определенной эпохи, будь то модерн, конструктивизм или
неоклассика, а также как градостроителя и значимого музейного деятеля.
Надеемся, атмосфера выставки поможет посетителям лучше понять разные,
подчас контрастные периоды творчества Щусева, объединенные общими
чертами его почерка и высокого мастерства".
Генеральным спонсором выставки выступает Банк ВТБ. Наталья Кочнева,
старший вице-президент ВТБ: "Профессиональный путь Алексея
Щусева - сочетание таланта, тонкого чувства на новые веяния и дух
времени, умение оставаться актуальным, смелым и масштабным. В прошлом
году ВТБ поддержал в Музее выставку другого значимого русского архитектора
- Константина Мельникова, работавшего в то же время, что и Щусев.
Для нас важно вносить свой вклад в сохранение наследия мастеров,
влияющих на целые направления искусства, формирующих облик страны.
Посетителей ожидает грандиозная выставка, которая обширно и всесторонне
опишет историю творчества Алексея Викторовича и, без сомнения, вдохновит
всех присутствующих".
Глубокая исследовательская работа, предшествовавшая выставке, позволила
кураторам переосмыслить страницы биографии и творчества архитектора.
Итогом стали несколько изданий, подготовленных сотрудниками Музея
архитектуры и приглашенными исследователями.
 |
А.В. Щусев, Проект Павильона боевых трофеев
в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.
Перспектива, 1941
|
Каталог выставки - полноценное научное издание, включающее
10 статей исследователей творческой биографии архитектора, хронологию
его жизни и деятельности. Каталожная часть издания, построенная
в соответствии со структурой экспозиции, включает 950 иллюстраций.
Каталог подготовлен в сотрудничестве с издательством "Кучково
поле Музеон" и Фондом "Связь Эпох" при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив. Авторы статей: Н.О. Шашкова,
Е.С. Лихачева, А.А. Оксенюк, Ю.В. Ратомская, К.А. Кокорина, М.А.
Костюк, М.В. Евстратова, С.В. Колузаков, М.Л. Лавренченко, П.С.
Павлинов. Научным редактором выступила кандидат архитектуры Ю.Д.
Старостенко.
Наряду с каталогом выставки в рамках юбилейного проекта в партнерстве
с Фондом "Связь Эпох" и при поддержке Президентского фонда
культурных инициатив были выпущены: научное издание "Творческая
биография А.В. Щусева" в двух томах - "Статьи"
и "Воспоминания"; первая книга о зодчем для детей и подростков
"Алексей Щусев: архитектор, который покорил время"
и документальный фильм "Алексей Щусев. Архитектор трех эпох".
Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная
программа: лекции, экскурсии в залах музея и городские экскурсионные
маршруты, творческие мастер классы, инклюзивная программа, кинопоказы,
а также специальные проекты.
Кураторы выставки:
- Наталья Шашкова, кандидат искусствоведения, директор Музея архитектуры
им. А.В. Щусева;
- Ксения Смирнова, искусствовед, заместитель директора Музея архитектуры
им. А.В. Щусева по просветительской деятельности;
- Анатолий Оксенюк, кандидат исторических наук, заместитель директора
Музея архитектуры им. А.В. Щусева по научной работе;
- Юлия Ратомская, искусствовед, ученый секретарь Музея архитектуры
им. А.В. Щусева.
 |
А.В. Щусев, Проект Казанского вокзала
в Москве. Перспектива, 1914. Фотограф П.К. Остроумов,
иллюминировал А.В. Щусев
|
Изображения предоставлены PR-службой Государственного
музея архитектуры имени А. В. Щусева
Тел.: +7 (967) 182-13-91
Сайт: muar.ru
|