|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
Выставка "Звездная месть" |
|
||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Выставка-эссе, программа публичных событий и оригинальная архитектурная инсталляция. Это пространство для размышлений о том, как люди во все эпохи конструировали разные вселенные в поисках той, которую хотели бы видеть своей. В центре выставки — фигура человека-вершителя: ученого, писателя, художника, естествоиспытателя, который создает мир заново, собирая его из собственных идеалов и точных фактов, личных фантазий и научных опытов, тайных переживаний и общих принципов. Программа: Название проекту дал одноименный роман российского фантаста Юрия Петухова в пяти частях, герой которого в одиночку противостоит вселенским силам зла. Сходство фамилий писателя и одного из участников выставки — художника Алека Петука (Петухова) — стало отправной точкой для размышлений о том, как подобные совпадения и проекции повлияли на европейские представления о месте и роли личности в мире. «Витрувианский человек» (ок. 1490) Леонардо да Винчи проиллюстрировал основную мысль западной культуры последних столетий: человек есть основание и мера всего. «Как вверху, так и внизу» — гласит принцип подобия или аналогии. Это одна из ключевых идей герметической философии, которая во многом определила взгляды ученых и мыслителей Возрождения и всю европейскую культуру последующих веков. Согласно этой идее человек и Вселенная в целом являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Таким образом, предназначение и дело человека — вернуть миру его изначальную гармонию, основания которой он должен найти в самом себе. Эту же цель преследовали европейские алхимики. Поиски философского камня они понимали не просто как способ превращения «неблагородных» металлов в благородные — золото или серебро. Речь шла о трансмутации материи и трансфигурации сознания — приведении мира в соответствие с желаемым высшим порядком.
Сегодня, в контексте развития социальных сетей, искусственного интеллекта и персонализированного подхода во всех сферах производства и потребления, обещание раннего Нового времени о «царстве человека» выглядит как никогда реалистично, хотя и не гарантирует человеку свободы. Так или иначе, мы снова одни в потоках цифровой информации, плотность которых заведомо превышает когнитивные способности любого индивида. Каждый из нас вновь вынужден искать формулу мира (философский камень), которая поможет собрать сколь-либо полную его картину из бесконечного многообразия знаний и практик, символов и предметов. Героев проекта объединяет идея поиска таких формул. У центрального входа на выставку находится небольшая библиотека. В ней собраны сочинения, посвященные героям проекта или написанные ими самими, а также книги, раскрывающие круг тем и сюжетов, затронутых в экспозиции. Их можно брать с полок и читать прямо в зале. Здесь же расклеены стикеры с изображениями, созданными междисциплинарной группой «Орден Софийных Марксистов» с помощью нейросети ruDALL-E. Работа VOTIW* современного художника Алека Петука (Алексея Петухова, р. 1984) и «Коинсидентального института» объединяет элементы архитектурной инсталляции, серию специальных перформативных событий и одноименную книгу художника. Еще одна важная ее часть — открытый для всех желающих семинар «К-фитнес», совмещающий групповые теоретические дискуссии и телесные практики. Мультимедийная инсталляция «Петухов : петухов» создана Алеком Петуком и Анной Прониной (р. 1994) специально для выставки «Звездная месть». Центральная ее часть — видеоэссе, в котором пересекаются два сквозных сюжета: личная история художника Алека Петука и реконструкция популярной легенды о смерти писателя Юрия Петухова (1951–2009). Художник рассматривает свою биографию и жизнь поколения сквозь призму взглядов и творчества фантаста. Частью инсталляции стала графика художника Алексея Филиппова — иллюстратора книг Юрия Петухова. Один из разделов выставки посвящен фигуре Николая Александровича Морозова (1854–1946) — мультидисциплинарного ученого, популяризатора науки, аэронавта, космиста, поэта. Лейтмотивом всей его деятельности была идея направленной трансформации мира. В экспозиции представлены личные вещи Морозова и другие мемориальные предметы из дома-музея ученого в поселке Борок (Ярославская область). В разделе, посвященном Николаю Морозову, представлены несколько графических коллажей из серии «Гроза и грёза», которую ему посвятил еще один участник проекта — Евгений Стрелков (р. 1963), художник, поэт, физик, куратор, популяризатор науки, один из важнейших участников художественной сцены Нижнего Новгорода и современного российского искусства в целом. О творчестве Стрелкова рассказывает также отдельный блок выставки. Математик Анатолий Фоменко (р. 1945) известен широкой публике прежде всего благодаря своей книге «Новая хронология». «Звездная месть» знакомит с наследием Фоменко-художника: в циклах своих графических работ он разрабатывал проект синтеза абстрактно-математического и мифо-символического мышления. Создавая проект выставки, ее архитекторы Юра и Катя Плоховы опирались на идеи теоретика архитектуры Стивена Лауфа — автора концепции «Часов человечества», в которой тело «Витрувианского человека» интерпретируется как историческая шкала. В экспозиции можно увидеть иллюстрацию к оригинальному изданию текста, а также послушать через наушники программные статьи Лауфа. В диалог между собой вступают работы отца и сына — Франциско и Северина (Пакито) Инфанте. Франциско Инфанте-Арана (р. 1943), признанный классик отечественного неофициального искусства второй половины ХХ века, один из пионеров кинетизма и ленд-арта, представлен одним из своих программных произведений — геометрической композицией «Рождение вертикали» (1962), в котором на языке абстракции раскрывается связь между вертикалью и горизонталью, диалектика их единства и противоположности. Вместе с ним выставлен проект Северина (Пакито) Инфанте (р. 1971) и Ани Горюновой (р. 1960) «Пространственный эксперимент № 2 „Квадрат“» (1997, 2023) — светоаудиальная кинетическая инсталляция, предполагающая чувственный опыт взаимодействия с произведением искусства. Символические отношения между героями выставки и ее пространственная структура выстроены в соответствии с принципом аналогии — зеркально. Обойти этот лабиринт отражений целиком, собрав общую картину из всех элементов, или выбрать что-то одно; остаться внутри или покинуть его пределы — зрителю предлагается решить самостоятельно.
Ярослав Алешин, куратор выставочных проектов и программ городской интеграции фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «Выставка „Звездная месть“ размышляет о фигуре человека, который видит себя в центре мира и преобразует его в соответствии со своими волей и желанием. Человека, часто не принятого и не понятого остальными, но тем сильнее стремящегося утвердить свой взгляд — порой в масштабах не только общества, но и космоса в целом. Эти размышления и параллели кажутся весьма актуальными именно сегодня, в контексте развития социальных сетей и искусственного интеллекта, на пороге слияния сознания с глобальной информационно-технической средой, когда персонализированный подход во всех сферах производства и потребления буквально помещает человека в центр индивидуальной вселенной, собранной им самим и для него самого».
e-mail: v-a-c@v-a-c.org Сайт: ges-2.org |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||