Большая кольцевая линия строилась 10 лет и позволила кардинально
обновить городскую транспортную систему, заложив основу для реализации
новых радиальных линий и транспортных связок, и объединив метрополитен
с МЦК, МЦД и наземным общественным транспортом. Всего в рамках этого
проекта были построены 31 станция (28 с нуля и 3 полностью реконструированы)
и 3 электродепо. С учетом ответвлений длина БКЛ составила 70 км, таким
образом она более чем в 3 раза превысила "старую" Кольцевую
(протяженностью 19.4 км) и стала самой длинной в мире.
"Опыт строительства БКЛ убедительно демонстрирует, что "типовые"
проекты могут иметь уникальный облик. В архитектуре новых станций
соединяются богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная
урбанистическая архитектура. И всё же главная "визитная карточка"
самой протяжённой линии столичного метро - это мастерство эклектики.
Архитекторы смело смешивали стили, фактуры и эпохи: тяжёлые чугунные
тюбинги здесь обрамлены белоснежным фарфором, ткацкий станок пронизан
неоново-голубым светом, хай-тек соседствует с монументальным романским
стилем, на панно с защитниками Древней Руси можно полюбоваться сквозь
иллюминаторы, а мозаичные речные жители плавают недалеко от "затонувших
сокровищ" - комсомольского значка и монет СССР. И что важно,
БКЛ в полной мере дышит духом нового времени", - поделилась
председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
 |
Кунцевская. Фото: Арсений Россихин
|
Инфраструктурно БКЛ является важнейшим узлом в системе мультимодального
городского транспорта: она имеет 47 пересадок, в том числе на 11 линий
метрополитена, 3 пересадки с МЦК, 18 с МЦД и 13 с линиями железной
дороги. Благодаря этому до 25% снизилась нагрузка на радиальные линии
метро и Кольцевую. Удобство пересадок и сокращение времени в пути
подтолкнули часть автомобилистов отказаться от личного транспорта
в пользу общественного, в результате от 5 до 15% уменьшилась загрузка
МКАД, ТТК и вылетных магистралей.
БКЛ - это еще и целая веха в развитии транспортной архитектуры столицы,
в этом проект наследует традициям первых линий метрополитена.
"Я воспринимаю наше метро с его 14 линиями и 250 станциями
как одно сооружение, которое строится уже 85 лет и будет строиться
дальше. Так веками создавались некоторые соборы, в архитектуре которых
нашли отражение стилевые предпочтения разных времен. Московское метро
- это такой мегапроект, позволяющий путешествовать во времени, этим
оно всегда и привлекало. В оформлении станций БКЛ мы старались сохранить
эту уникальность: все проекты - разные, яркие, запоминающиеся, достаточно
просто выглянуть из прибывающего на станцию поезда и сразу понять
по облику, где ты находишься", - отметил главный архитектор
Москвы Сергей Кузнецов.
На проекты ряда станций БКЛ были проведены архитектурные конкурсы.
Благодаря им несколько молодых проектных команд смогли реализовать
свои свежие замыслы, и московская подземка пополнилась коллекцией
оригинальных и новаторских решений. Среди них "Марьина роща",
"Кунцевская", "Терехово", "Мневники",
"Нагатинский затон" и другие. В них были переосмыслены характерные
приемы оформления классических станций с их величественными пилонадами
и расширяющими подземное пространство порталами. Но к мрамору и гранитному
камню добавился облицовочный бетон и современные композитные материалы
(из которых, например, выполнены бесшовные зеркальные шары павильона
"Марьиной рощи"). И даже традиционная смальта, использованная
художником Дейнекой в оформлении "Маяковской", авторами
"Нагатинского затона" была прочитана современным языком.
 |
Нагатинский затон. Фото: Дмитрий Чебаненко
|
Представляемая на "Зодчестве" экспозиция "БКЛ. Пространство
новых возможностей" (стенд Москомархитектуры) знакомит с основными
вехами и ключевыми принципами проекта. Разработанная бюро KRNV ARCHITECTS
инсталляция цитирует узнаваемые морфотипы метро: тоннели, арки, своды,
вестибюли, а также подробно рассказывает о каждой из 31 станций Большой
кольцевой. БКЛ - огромный творческий вызов, с которым нынешнее архитектурное
поколение справилось очень достойно, показав, что и в XXI веке московское
метро остается самобытным и неповторимым явлением мировой архитектуры.
XXXI Международный архитектурный фестиваль "Зодчество 2023"
проходит в ВК "Гостиный двор" с 31 октября по 2 ноября.
 |
Кленовый бульвар. Фото: Даниил Анненков
|
Материал предоставлен PR-агентством "Правила
общения"
|
|