Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени
А.В. Щусева представляет выставку, посвященную творчеству архитектора-реставратора
Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994).
Уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей
и крепостей создал в 1950-е - 1980-е годы известный архитектор-реставратор
Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская
лавра, Саввино Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь,
московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром
и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов
Центральных научно реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ),
но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером
и тушью, так и с фломастером.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: "Жанр панорамы
существует в изобразительном искусстве не одно столетие, и произведения,
фиксирующие мир с недоступной человеку точки зрения, неизменно вызывают
интерес и восхищение. Источником вдохновения для кураторов выставки
послужили панорамы прославленных русских архитектурных ансамблей
Алексея Хамцова, виртуозно исполненные и документально достоверные.
В итоге получился многослойный и зрелищный проект. Посетителей ждут
эффектные сопоставления панорамных изображений разных эпох, вдумчивый
разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное
путешествие по прекраснейшим местам нашей страны".
Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки
представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных
комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых, это
- "точка зрения" самого Хамцова, советского архитектора-реставратора;
далее - парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, известных
и всеми любимых, как воспоминание о лучших днях этих архитектурных
ансамблей; и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея
архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами, дающая новый,
ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры с помощью современной
техники как взгляд с высоты наших дней.
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно графических фондов
XVIII XIX веков, куратор выставки: "Мы не сомневаемся, что
выполненные Алексеем Ивановичем Хамцовым виды монастырей и крепостей
будут "отслеживаться" посетителями выставки отдельно как
блистательные образцы графического мастерства. В наше время, когда
рукотворное искусство все чаще уходит в тень компьютерных технологий,
рисунки Хамцова поднимаются на недосягаемую высоту и вызывают искреннее
восхищение".
В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей
ставит перед собой важную цель - представить его посетителям выставки
в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь
- как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел
на втором этаже Флигеля "Руина". Вернувшись с фронтов
Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами
за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего
Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться
с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника,
благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению
русской архитектуры.
Еще один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и
башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х
годов. Целью всех реставрационных работ этого периода было скорейшее
восстановление памятников архитектуры государства-победителя. Тогда
впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии,
что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов,
как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный,
был в этом деле незаменим. В 1970-х годах наступил новый этап реставрации
кремлевских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана
четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей
и отчетной документации. "Точка зрения" автора показана
и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая
серия реконструкций стен и башен Кремля на разные исторические периоды,
перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием
Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный
историко художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации
истории.
|
А.И. Хамцов. Вид части Московского Кремля
со стороны Васильевского спуска. 1972
|
Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах
он создал множество рисунков с видами известных московских памятников
архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке.
Наконец, на выставке представлены рисунки архитектора, выполненные
во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным
странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские
государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые графические
техники - карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов
стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства
художественной выразительности.
Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного
пространства, посвящен фотографическим работам, выполненным фотографом
Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником,
лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это
виды тех же монастырей, которые запечатлел Хамцов, но снятые с дрона.
Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения
образов памятников русского зодчества. Фотосъемки с дрона открывают
совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры.
Сергей Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта "Точка
зрения", показывающего разнообразные памятники архитектуры
с точки, недоступной рядовому человеку, - с высоты птичьего полета.
Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры, автор фото и видео:
"Процесс работы над проектом "Точка зрения" был
непростым, но очень интересным. Съемка с дрона позволяет увидеть
архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при
съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом
от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека,
и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами
посмотреть эти снимки, и полюбоваться на древнюю архитектуру с высоты.
А представленные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича
Хамцова позволяют нам посмотреть еще и сквозь время".
Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания
баз данных, куратор выставки: "Нашу выставку можно рассматривать
и как оммаж творчеству Хамцова-графика. Современные технологии открывают
перед нами огромные возможности. То, что авторы рисовальщики в предыдущие
годы могли по большей части только представить, мы видим своими
глазами. Пускай и через объектив камеры дрона".
На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках,
часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков,
работы Хамцова, современные фотографии.
|
А.И. Хамцов. Кирилло-Белозерский монастырь,
Вологодская область. Панорамный вид. 1980
|
|
|
Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская
область. Фото Сергея Шандина
|
Кураторы:
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов
XVIII XIX вв. Музея архитектуры имени А.В. Щусева;
Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз
данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Материал, включая изображения, предоставлен PR-службой Государственного
музея архитектуры имени А. В. Щусева
Тел.: +7 (495) 697-13-06
Сайт: muar.ru
-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного
мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных
целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь
напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом
-----------------------------------------
|
|