Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Выставка "Точка зрения.
К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова"

оперативно о новых мероприятих
Выставка "Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова"
А.И. Хамцов. Псковский кремль. Эскизный проект реставрации, 1954
Тип: выставка
Тематика: архитектура / искусство
Регистрация: нет
Даты проведения: с 03.04.2024 по 09.06.2024
Локация: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Флигель "Руина"; Москва, Воздвиженка, 5/25, (м. Арбатская)
Стоимость: платно
Организаторы: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
 

О МЕРОПРИЯТИИ

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку, посвященную творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994).

Уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей создал в 1950-е - 1980-е годы известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: "Жанр панорамы существует в изобразительном искусстве не одно столетие, и произведения, фиксирующие мир с недоступной человеку точки зрения, неизменно вызывают интерес и восхищение. Источником вдохновения для кураторов выставки послужили панорамы прославленных русских архитектурных ансамблей Алексея Хамцова, виртуозно исполненные и документально достоверные. В итоге получился многослойный и зрелищный проект. Посетителей ждут эффектные сопоставления панорамных изображений разных эпох, вдумчивый разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны".

Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых, это - "точка зрения" самого Хамцова, советского архитектора-реставратора; далее - парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, известных и всеми любимых, как воспоминание о лучших днях этих архитектурных ансамблей; и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами, дающая новый, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры с помощью современной техники как взгляд с высоты наших дней.

Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно графических фондов XVIII XIX веков, куратор выставки: "Мы не сомневаемся, что выполненные Алексеем Ивановичем Хамцовым виды монастырей и крепостей будут "отслеживаться" посетителями выставки отдельно как блистательные образцы графического мастерства. В наше время, когда рукотворное искусство все чаще уходит в тень компьютерных технологий, рисунки Хамцова поднимаются на недосягаемую высоту и вызывают искреннее восхищение".

В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей ставит перед собой важную цель - представить его посетителям выставки в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь - как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел на втором этаже Флигеля "Руина". Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры.

Еще один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Целью всех реставрационных работ этого периода было скорейшее восстановление памятников архитектуры государства-победителя. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим. В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлевских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчетной документации. "Точка зрения" автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разные исторические периоды, перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историко художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.

А.И. Хамцов. Вид части Московского Кремля со стороны Васильевского спуска. 1972


Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах он создал множество рисунков с видами известных московских памятников архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке.

Наконец, на выставке представлены рисунки архитектора, выполненные во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые графические техники - карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства художественной выразительности.

Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного пространства, посвящен фотографическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником, лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запечатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества. Фотосъемки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Сергей Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта "Точка зрения", показывающего разнообразные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, - с высоты птичьего полета.

Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры, автор фото и видео: "Процесс работы над проектом "Точка зрения" был непростым, но очень интересным. Съемка с дрона позволяет увидеть архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека, и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами посмотреть эти снимки, и полюбоваться на древнюю архитектуру с высоты. А представленные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича Хамцова позволяют нам посмотреть еще и сквозь время".

Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных, куратор выставки: "Нашу выставку можно рассматривать и как оммаж творчеству Хамцова-графика. Современные технологии открывают перед нами огромные возможности. То, что авторы рисовальщики в предыдущие годы могли по большей части только представить, мы видим своими глазами. Пускай и через объектив камеры дрона".

На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, современные фотографии.

А.И. Хамцов. Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область. Панорамный вид. 1980
 
Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область. Фото Сергея Шандина


Кураторы:
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII XIX вв. Музея архитектуры имени А.В. Щусева;
Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Материал, включая изображения, предоставлен PR-службой Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева

ГДЕ ЭТО


КОНТАКТЫ ОРГАНИЗАТОРА

Тел.: +7 (495) 697-13-06

Сайт: muar.ru

-----------------------------------------
ARCHITIME.RU не является организатором/соорганизатором опубликованного мероприятия.
Данный материал не является рекламой и размещен в информационных целях.
По всем вопросам, предложениям и претензиям пожалуйста обращайтесь напрямую к устроителям,
используя контакты организаторов над этим текстом

-----------------------------------------

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru