(по материалам книги "100 великих архитекторов")
       Роберт Адам родился 3 июля 1728 года в Керколди.
Его отцом был известный архитектор и строитель Уильям Адам. Он возглавлял,
в частности, все военное строительство в Северной Британии. Роберт получил
образование в Эдинбургском университете, который окончил в 1743 году.
С 1745 года Роберт Адам уже работал ассистентом у отца. Когда Уильям
Адам умер в 1748 году, то его дело возглавил старший сын Джон, а Роберт
стал его партнером. Они сделали несколько работ по оформлению интерьеров,
сочетая народные шотландские мотивы со стилем рококо - дом графа Гопетауна
и дом лорда Дамфри в Эйшире.
       В 1754 году Роберт Адам отправляется на континетальную
Европу. Сначала в Брюссель, а затем в Париж. До 1755 года он путешествует
по югу Франции, затем перебирается в Италию. С января того года он живет
во Флоренции, где серьезно занимается повышением своего профессионального
уровня. Его другом становится французский архитектор Шарль-Луи Клериссо.
Благодаря Клериссо, Роберт Адам значительно расширяет свои познания
в истории и теории архитектуры.
       В феврале 1755 года Роберт едет в Рим. В древнем
городе он увлеченно исследует античные постройки. Эта работа продолжается
позднее в Далмации, куда он приехал в мае 1757 года. Здесь Адам провел
изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были
опубликованы в 1764 году. Прежде чем вернуться на родину, Адам побывал
с экспедициями в Греции и Египте. На английскую землю он ступил в январе
1758 года.
       Одной из первых построек Роберта Адама в Англии
была стена ограды и ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760). А начал
он с интерьеров. В них ярче всего проявились особенности стиля Роберта
Адама. В новопалладианском стиле он оформляет Хетчлэнд в Суррэ (1758-1761)
и Шардело в Букенгемшире (1759-1761). В 1761 году следует большое число
заказов: Харенвуд (Йоркшир), Крум Курт (Форчествершир), Хедлстон Холл
(Дербшир), Бувуд (Вилтшир), Остерлей Парк (Миддлсекс).
       К числу наиболее известных интерьеров Роберта
Адама относятся - аванзал в Сайон-хаусе в Миддлсексе (1761-1762) и большая
библиотека в Кенвуде (1768) - лондонские дворцы-особняки.
       Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом,
отличается большей рациональностью и удобством. Комнаты расположены
либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий
к анфиладе коридор. Залы отличаются друг от друга не только размерами,
но и формой. Наряду с прямоугольными, часто встречаются овальные и круглые
помещения. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются
легкие лепные стуковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются
на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения
комнаты, или изящными виньетками украшены потолки. Вообще орнаменту
Роберт Адам уделяет большое внимание. Широкое распространение получают
также маленькие картинки-медальоны и рельефы на мифологические сюжеты,
органично включенные в декоративное оформление. Интерьеры Адама создают
богатое и разнообразное впечатление. Вместе с тем архитектор стремится
достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки.
Лепнина потолка и стен, росписи, рисунки ковров и мебели, даже посуды,
- все подчиняется единому замыслу.
       Другой характерный образец творчества Роберта
Адама - замок Кедлстон-холл (1765-1770), построенный и отделанный зодчим
по составленному другими архитекторами палладианскому плану - с полукруглыми
крыльями, примыкающими к центральному зданию. Но расположенные по главной
оси самые большие парадные помещения замка принадлежат, несомненно,
Адаму. Замысел большого холла с несущими лепной потолок коринфскими
колоннами из искусственного мрамора, стоящими в нишах стен античными
статуями, перекрытого куполом салона, стены, которого расчленены нишами
и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми
Адам ознакомился во время поездки в Далмацию.
       В еще большей степени отвечали новым изысканным
вкусам приемы отделки других, меньших по размерам, помещений - лепнина
потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне
(1765) дает представление о том, как Роберт Адам решал внешний облик
здания.
       Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить
их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической
чертой английской архитектуры.
       Рационализм, облеченный в формы греческой античности,
определял сущность творческого метода Адама. Внешности таких зданий
должна была быть свойственна благородная простота памятников, созданных
демократической Грецией. Для боковых фасадов дворцов, а также для лицевых
фасадов буржуазных домов характерны большие широкие окна с веерообразными
тимпанами наличников, встречающимися постоянно и над дверями. Любимая
схема плана для резиденций магнатов у Роберта Адама напоминала форму
букв Н и В. В центре помещался круглый или овальный зал, из которого
открывались двери в две параллельные анфилады комнат; к ним иногда примыкал
для удобства коридор. Роберт Адам, хотя и подчеркивал, что точно следовал
греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения
в пропорции колонн и пр. Архитектор считал себя, например, изобретателем
особого "британского ордера" - колонн с капителями в виде
львов и единорогов. В зависимости от того, каково было назначение здания,
очень менялся и характер архитектурного оформления. Когда дело шло о
постройке замков, например, Латтон-хаус в Беркшире для премьер-министра
лорда Бьюта (1767) или городских дворцов знати, то Роберт Адам не отказывался
от массивности и величественности. Это выражалось в применении коринфских
колонн, куполов, круглых зал с венцом колонн внутри и т.д. В дворцовом
строительстве Адам не порывал столь резко с палладианством, как при
постройке городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших
усадеб джентри. В очень простых и строгих классицистических формах выдержан
новый университет в Эдинбурге (1789-1791).
       Еще раз надо отметить, что большинство работ
братья Адам делали совместно. Одной из их специальностей являлось объединение
рядов домов по сторонам улиц и площадей единообразными фасадами. Таковы
постройки в Лондоне на Портленд-плейс (1770), а также улица, выстроенная
на поднятом ими же берегу Темзы, так называемая Терраса Адельфи (что
значит по-гречески "терраса братьев", то есть братьев Адам,
1768 год) на Фитцрой-сквере.
       Для произведений браев Адам характерны простота
и смелость в соотношении архитектурных частей и кропотливость в декорировании
внутренности зданий. Адам были не только архитекторами, но и орнаментистами,
по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное
- штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы). Своды, плафоны, стены
покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками - белыми
на голубом, бледно-оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. Стиль
Адам здесь един со стилем произведений фабрики Веджвуда. Иногда, впрочем,
тут, как и в отдельных архитектурных мотивах Адам, наблюдается непосредственное
влияние на них помпеянского искусства. Камины делались из разноцветного
мрамора. Резьба по дереву, столь обычная прежде в отделке зданий, совсем
исчезает. Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле
упомянутый замок Кедлстон.
       Из других работ в усадьбах знати важнейшие: Уитхем
в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект в 1776
году) и одна из последних работ - Госсфорд-хаус в графстве Ист-Лотиан,
в Шотландии. Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адам
и их школа брали подряды и на более или менее богатую отделку лондонских
буржуазных особняков и даже квартир и других помещений, сдававшихся
состоятельным частным лицам и различным учреждениям.
       В Лондоне по чертежам Роберта Адама построены
Лансдаун-хаус (начатый в 1766 году); дом Уоткин-Уинн (1772) на С. Джемс-сквере;
дом лорда Дерби на Гровнор-сквере (1773); дом "Клуба Уайта"
(1776) на С. Джемс-сквере; Дрюри-Лейнский театр (1776). Назовем еще
старое здание Государственного Архива (1771) и церковь в Мистли в графстве
Эссекс (1776).
       Около 1770 года Роберт Адам выстроил мост через
реку Эвон, а в 1777 и 1782 годах набросал планы дальнейшего расширения
города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.
       После публикации в 1773 году образцов архитектурных
работ братьев Адам, их влияние быстро распространяется не только в Англии,
но и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение
в английской архитектуре. Уже сильно эллинизированный стиль братьев
нашел свое продолжение в так называемом греческом возрождении, начало
которого относится к концу XVIII века, - направлении недостаточно творчески
оригинальном и в большой степени эклектичном. Своего полного развития
это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий
следующего, XIX века.
       Роберт Адам скончался 3 марта 1792 года в Лондоне.
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|