Биография (по
материалам официального сайта мастерской Марио Ботта www.botta.ch,
www.designstory.ru, www.archinform.net, www.mensh.ru, www.archidose.org).
       Марио
Ботта родился 1 апреля 1943 года в городе Мендризио, Швейцария. Приступил
к профессиональным занятиям архитектурой уже в возрасте 15 лет, когда
началась его трехлетняя стажировка в луганской архитектурной фирме "Карлони
и Каменич". В 1969 году Ботта получил первую профессиональную степень,
закончив институт IDA (Institute Universitario di Architettura) в Венеции.
В студенческие годы ему довелось стажироваться у таких признанных звезд
современного движения, как Ле Корбюзье и Луис Кан. Идеи этих архитекторов,
наряду с наследием своего непосредственного учителя Карло Скарпа, Марио
Ботта считает фундаментом своего творчества.
       В 1970 году Марио Ботта основал собственный офис
в Лугано. Впервые международное внимание к нему привлекли проекты нескольких
необычных частных жилых домов в Швейцарии, сочетавших модернистскую
эстетику и обращение к языку базовых геометрических форм, навеянные
аскетичной красотой древней и вернакулярной архитектуры, образцы которой
часто можно встретить в родном кантоне Ботты Тессино. Кроме внимания
к вернакуляру, Марио Ботта, начиная с самых ранних проектов, отдавал
должное и традициям европейской архитектурной классики, с ее принципами
осевой пространственной организации и композиционной симметрии.
       Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре
древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг
внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Здания Ботта
- простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных
деталей, глухие кирпичные стены, прорезанные световыми щелями или внезапно
разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют бункерами-бельведерами.
Для частных домов Марио Ботта характерны следующие элементы: захватывающие
дух атриумы, зенитные фонари, почти лишенные дверей "перетекающие" внутренние
пространства. Его работы стали одним из первых европейских манифестов
новой архитектурной эпохи - эпохи постмодернизма. Неудивительно, что
в последующие годы Марио Ботта не только получил известность как практикующий
архитектор, но и стал играть заметную роль в мире архитектурной теории,
регулярно выступая с лекциями в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке.
В 1976 году он вступил в должность приглашенного профессора в Государственном
политехническом институте в Лозанне, а в 1988 году - в архитектурной
школе Йельского университета, одного из самых престижных университетов
США.
       В ходе основания нового Швейцарско-Итальянского
университета в 1996 году Марио Ботта был приглашен в качестве составителя
программы для вновь созданной Академии архитектуры в Мендризио, где
с октября 1996 года он руководит учебным процессом. Созданные за последние
30 лет масштабные городские проекты Марио Ботты развивают темы, найденные
в его ранних жилых постройках. В первую очередь они проникнуты столь
же пристальным интересом к различным аспектам историко-средового контекста
- таким, как традиционная для данного региона строительная технология,
особенности ландшафта, местная повседневная культура, включая ее прошлое
и настоящее.
       Наиболее значительными среди построенных архитектором
общественных зданий являются Культурный центр Мальро в Чембери, Библиотека
в Вийорбане (Франция), Банк Готтардо в Лугано, художественная галерея
Ватари-Ум в Токио, Собор в Эвре (Франция), Музей Жана Тингели в Базеле,
Синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве, Муниципальная
библиотека в Дортмунде (Германия), Центр Фридриха Дюрренматта в Невшателе
(Швейцария), Музей современного искусства в Сан-Франциско. Последний
больше похож на гипертрофированный дизайнерский объект, и к нему трудно
применить стандартные оценки. Но внутри все очень архитектурно, функционально
и продумано. Центральный световой фонарь, который снаружи смотрится
как усеченный цилиндр (этот формальный прием Ботта любит и часто повторяет),
снабжает 5 этажей здания, особенно галереи на верхнем этаже, светом.
Остальные экспонаты музея тоже освещаются в основном верхним светом
через оригинальные фонари. Интерьеры музея весьма незаурядны. "Вездесущая
полосочка" применена мастерски, хотя кое-где (особенно на фасадах) звучит
не просто иронично, но даже издевательски. Талант архитектора позволил
сочетать парадоксальное - нарочитую неуклюжую массивность и тонкую,
даже эстетскую элегантность - и все в одном здании.
       Марио Ботта принимал участие в конкурсе на проект
нового здания Мариинского театра. Новое здание по проекту Ботта должно
было образовать пространственные связи с окружающей городской средой.
Предполагалось, что обширное входное пространство под высокой кровлей
будет связано с окружением с помощью остекленного пешеходного моста,
ведущего в историческое здание, а также посредством взаимодействия коммерческой
зоны нового театра с домами по улице Декабристов. Прозрачные стены параллелепипеда
предполагалось выполнить из стекла, покрытого специальным составом:
днем они улавливали бы солнечный свет и позволяли бы видеть все происходящее
внутри, ночью параллелепипед превращался бы в огромный и яркий "фонарь"
над городом. Проект неосуществлен.
       Два широко известных проекта церковных зданий
Марио Ботта, в Могно и на горе Монте-Тамаро (Тессино, Швейцария), сыграли
заметную роль уже на следующем витке недавней архитектурной истории
- в ходе возрождения интереса к модернизму, с которым Ботта всегда сохранял
прочную связь. Часовня на горе Монте-Тамаро - одно из самых зрелищных
произведений современной европейской архитектуры. Выложенный из грубо
обработанного порфира, романтическое творение Ботта напоминает средневековый
бастион и одновременно – римский виадук. Ботта снова использует свой
срезанный цилиндр, только здесь он глухой, к нему пристроены длинный
пандус и лестница. Объем выглядит будто рыцарский замок, контролирующий
альпийские перевалы. Ряд прямоугольных окон-бойниц, каменные водометы
и наблюдательная площадка на крыше усиливают впечатление крепости. Часовня
стоит на высоте 2000 метров над долиной Лугано.
       Интерьер Санта Мария дельи Анджели представляет
собой настоящую романскую архитектуру, естественный свет дозирован и
выхватывает из мистического мрака немногие, но значимые элементы – руки
Спасителя (фрески итальянского художника Энцо Кукки), освещаемые сверху
из скрытого источника в алтаре или помещенные в верхних откосах окон.
Эти характерные для модернизма чистые абстрактные формы, как и прежде,
сочетаются в проектах Ботты с повышенной чуткостью в отношении эмоциональных
и физических потребностей человека.
       Большинство проектов отмечено продуманным использованием
естественного света, который пронизывает внутреннее пространство и выгодно
подчеркивает пластику внешнего объема здания. С этим связаны и два наиболее
характерных компонента "авторского почерка" Марио Ботты: использование
зенитных фонарей, при значительной высоте потолков создающих в интерьере
ощущение воздушности и простора, и лаконичная скульптурность внешнего
объема, эффект которой усиливается с помощью отделки фасадов плитами
двух контрастных цветов с четким членением поверхности на составляющие
элементы.
       Критики называли Марио Ботта бруталистом, кубистом,
неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Но из всех критиков
правы, видимо, те, которые называют его неклассифицируемым. Марио Ботта
- это Марио Ботта и этим все сказано. Помимо архитектурных проектов,
Марио Ботта известен своими работами в области дизайна мебели: в 80-х
для фирмы Alias он создал элегантные стулья из металла: прозрачные,
визуально легкие, они представляют собой металлический каркаc с укрепленными
на нем спинкой и сиденьем: стул Quinta (1985 г.) - стальная рама на
которой укреплены металлические детали с отверстиями в качестве сиденья
и спинки; стул Seconda (1982 г.) - диагональная консоль, где вместо
стальной трубки - алюминиевая лента, вместо плоскости спинки - вращающийся
металлический валик. Жесткие графические линии стульев Quinta и Seconda
в сочетании с хорошо решенной геометрической структурой показали Ботта
как хорошего художника и одновременно инженера.
       Награды Марио Ботта: Почетный член Американского
Института Архитектуры (AIA) (1984), CICA Award (1989, 1993); Европейская
премия в области культуры (1995), Почетный член Королевского Института
Британских Архитекторов (RIBA) (1997), Кавалер французского Ордена Почетного
Легиона (1999).
|
|