|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
За девять лет своего существования "Архстояние" превратилось из диковинки "для своих" в масштабный, дорогой и очень популярный проект, посещение которого стало практически обязательным для каждого модного москвича. Несмотря на приличное расстояние (220 км от Москвы) и разбитую проселочную дорогу, сюда приезжает все больше людей. Растет и уровень сервиса Никола-Ленивца: к услугам посетителей домики и палатки разной категории, кафе, велопрокат и Wi-Fi. Хотя сотовая связь здесь по-прежнему работает очень избирательно. По словам продюсера фестиваля Юлии Бычковой, посетителей ровно столько, сколько нужно - больше не потянет имеющаяся инфраструктура. В этом году на фестивале появилась лишь одна крупная постройка под названием "Ленивый зиккурат" (группа "Поле-Дизайн": Владимир Кузьмин и Николай Калошин). Но объект этот во всех отношениях масштабный: и по физическому размеру, и по количеству заложенных в нем идей. Куратор стратегических и специальных проектов "Архстояния" Антон Кочуркин, представляя постройку, сказал: "Это последний объект в системе трех бельведеров. Сейчас у нас получились три смотровые площадки: "Ротонда", "Арка" и "Зиккурат". С каждой из них видно две другие доминанты. Получается что-то вроде системы коммуникации древних инков, которые передавали информацию, зажигая огни на башнях. По конструкции это игра объемов: четверики, шестерики, восьмерики - хрестоматийные фигуры русского деревянного зодчества. Построен он без единого гвоздя, как традиционные избы и церкви". Кроме того, в концепции "Ленивого зиккурата" присутствует экологическая составляющая. Он сложен из местного дерева, срубленного на делянке, зараженной короедом, уничтожающим леса Калужской области. Согласно правилам, если на делянке есть зараженные деревья, то вся она, включая здоровые стволы, должна вырубаться и сжигаться. Авторы "Зиккурата" своим проектом пытаются доказать, что такое дерево может быть использовано.
"Ленивый зиккурат" - один из трех стратегических проектов "Арстояния-2014". Вторым стала презентация норвежского бюро Snohetta, всемирно известного благодаря своему мастерскому умению работать с деревом. Бюро приглашено в Никола-Ленивец для строительства павильона, в котором можно будет проводить мероприятия круглогодично. По словам Антона Кочуркина, такая площадка здесь необходима, так как количество мероприятий и потенциал арт-парка стремительно растет. Третьим специальным проектом стала "Облачная кухня" французов Жана-Люка Бриссона и Мари-Жозе Орденер. В процессе перформанса художники-кулинары творили, а зрители вкушали еду, похожую на облака. Куратором основной программы фестиваля в этом году выступил француз Ричард Кастелли - продюсер и режиссер, имеющий большой опыт проведения выставок в разных частях света. Рассказывая о своем опыте, он сказал: "Архитектурный фестиваль такого формата - большая редкость. Я не знаю ни одного подобного мероприятия в мире. Уикенд - это стандартная протяженность для музыкального фестиваля. А когда речь заходит об архитектурных объектах, то зрителям обычно предлагается поехать в какое-то место и посмотреть существующие там постройки. Здесь же мы видим полноценный фестиваль, полностью посвященный архитектуре". В ведении Ричарда Кастелли находилось три проекта основной программы: перформанс Сашико Абе "Ножницы и бумага" (Япония), объект "Ленивецкие часы" Марка Форманека (Гармания) и инсталляция "Купель" Александра Алефа Вайсмана (Россия). Сашико Абе - японская художница, ездящая по всему миру со своим перформансом "Ножницы и бумага", в процессе которого она нарезает тонкие-тонкие, меньше миллиметра шириной полоски бумаги, постепенно превращающиеся в белые, окутывающие ее облака. Во время "Архстояния" перформанс проходил в пространстве "Удаленный офис". Сашико сидела на полатях, с которых на землю свисала пелена из нарезанной бумаги. А по узенькой лестнице к ней поднимались зрители, вынужденные стоять в очереди, чтобы попасть в павильон. При входе на поляну, где находится "Удаленный офис", смотрительница предупреждала, что здесь нельзя говорить в голос. Священный шепот, стоящий вокруг, заранее настраивал посетителей на нужный лад.
Серьезность и сакральность действа оценили не все зрители. Во многом потому, что ритм и эстетика перформанса сильно выбивались из общего приподнятого настроения фестиваля и слегка насмешливого отношения к жизни, которое он культивирует. Сама Сашико Абе в аннотации к своему проекту пишет: "Акт резания - это постоянное упражнение, посредством которого я организую и структурирую свои случайные мысли. Ритм ножниц, тонкость и длина бумажной полоски соответствует процессу моего мышления и его эффекта на тело. Будучи исключительно личной практикой, "Ножницы и бумага" необходимы мне, чтобы сформулировать отношение к внешнему миру. Это действие определяет и переопределяет границу между собой и другим, помогает вновь обрести значимые отношения друг с другом". Но пространство, выбранное для перформанса, добавляло и другой, более плоский смысл: сизифов труд офисного работника в "Удаленном офисе".
Как бы то ни было, "Ножницы и бумага" стали самым выверенным, медитативным и красивым событием "Архстояния". И, надо признаться, технически крайне сложным. Ведь художница резала бумагу по периметру, превращая лист не в череду полосок, а в непрерывную белую нить. Инсталляция "Купель" Александра Алефа Вайсмана разместилась в объекте "Функциональное мычание". Благодаря сложной работе с зеркалами автору удалось создать пространство, попав в которое человек видит расходящиеся во все стороны бесконечные сетчатые коридоры, сотканные из отражений ребер кубов. Но свое отражение зритель увидеть не может. Огромную радость у посетителей вызвали "Ленивецкие часы" Марка Форманека. 32 часа (с шести часов вечера пятницы до двух часов ночи субботы) двадцать рабочих отмеряли время на огромном "электронном циферблате". На вкопанных в землю тонких металлических трубах каждую минуту перевешивались доски, из которых складывались цифры часов. В аннотации к объекту сказано: "Хотя рабочие прилагают все усилия к тому, чтобы собрать объект каждую минуту, они все время находятся на грани провала". Действительно, казалось бы бессмысленное занятие держит зрителя в постоянном напряжении. Каждый, кто оказывался около установленных на поле часов, то и дело восклицал: "Ой, не успеют", - и сверялся с собственными часами.
Тема "Архстояния" 2014 года - "Здесь и сейчас". А значит, время на законных основаниях становится таким же главным действующим лицом, как и пространство. Взаимоотношения двух этих категорий стало основной сюжетной линией фестиваля: медитативное время Сашико Абе, поймано в стенах "Удаленного офиса"; нервное время вечно боящихся не успеть рабочих "Ленивецких часов"; время, потерявшееся в пространстве хитро переплетенных отражений "Купели". Все три объекта основной программы дозволяют самые разные интерпретации, и каждый из них таит в себе бесконечное количество смыслов. Даже если все это невозможно привести к единому знаменателю вывода. Специальная программа фестиваля состояла, по большей части, из саунд-проектов: художники работали со звуком и голосом. Основным пространством был выбран только что построенный "Ленивый зиккурат", обновленный вокальным перформансом Вари Павловой Lisokot. Здесь же прошла "Атональная архитектоника - Зиккурат" Сергея Касича, во время которой внутри постройки при помощи современных акустических технологий была создана "музыкальная скульптура". Сергей Комаров и Владислав Добровольский (Cyland) представили свою "Крипту" в стене "Комнаты художника", расположенной в "Арке" Bernaskoni. В комнате разместили стену с двенадцатью ящичками, при выдвижении которых возникали те или иные звуки. А Наталья Корзанова, Ян Калнберзин и Ольга Красных продемонстрировали свой звуково-пластический перформанс в пространстве "Стена сарая".
В рамках специальных проектов состоялось две прогулки: дискуссионная и поучительная. Группа "Цирк Шарля ля Танна" провела образовательную прогулку "Кванториум", во время которой гости фестиваля могли поговорить о самых важных мировоззренческих вопросов с "академиками". А куратор спецпроектов Антон Кочуркин позвал всех в "Сад знаний" - лабиринт, где спрятаны знания, эмоции и чувства. "Архстояние" давно вышло за
пределы и архитектуры, и стоящих статических объектов. Сегодня это полноценный
фестиваль очень разных художественных действий, охватывающих и синтезирующих
разные области и виды творчества. P.S. Так увидели
тему фестиваля "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"
|
|||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Фестиваль ландшафтных объектов АРХСТОЯНИЕ 2014 - "Здесь и сейчас". |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||