|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
||||||||||||
Фестиваль "Зодчество" предваряет юбилейный год русского авангарда, 100-летие которого будет отмечаться в 2015 году. Но интересуется одним из самых известных явлений мирового искусства не как историческим событием, а как поводом для размышлений о настоящем и будущем российской архитектуры. Кураторский манифест, написанный архитекторами Андреем и Никитой Асадовыми, вызвал немало разногласий в профессиональной среде. Авторы предложили неожиданное прочтение художественных событий начала прошлого века: "Рассматривая русский авангард не как революцию и отрицание ценностей, но как новое прочтение традиции, мы начинаем иначе оценивать его итоги и актуальность". Из этой концепции развился и вектор исследований в рамках специальных проектов, образовавших идейный костяк фестиваля.
Всего в этом году было заявлено 11 главных спецпроектов - фактически вдвое больше, чем в предыдущие годы. Их полный список:
На пресс-конференции в день открытия Андрей Асадов так прокомментировал основную идею фестиваля: "Мы хотели показать, что все, чем можно гордиться в российской архитектуре, - это результат серии авангардов, через которые она проходила. Есть живой источник, из которого каждый народ черпает вдохновение. Со временем традиции костенеют, источник засоряется, и авангарды его прочищают". Куратор подчеркнул, что речь идет не об отрицании предыдущего опыта, а о его обновлении. Исходя из этого тезиса, авторы концепции выделили четыре важные точки развития русской архитектуры:
Каждый из участников и почетных гостей фестиваля подходили к заявленной теме по-своему. Так главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сделал акцент на поиске идентичности в эпоху глобализации. В своей речи во время пресс-конференции он отметил: "Уровень выставки растет каждый год. Заявленная тема идентичности - очень важный аспект, заставляющий задуматься о том, как мы можем ответить на вызов современности: сохранить лицо в ситуации мировой глобализации. Ведь современному архитектору необходимо быть одновременно и современными, и модными, и самобытными". Президент Союза архитекторов России Андрей Боков говорил о профессии архитектора в современном мире, в котором представители разных стран и школ встречаются на международных конкурсах: "Профессия пребывает в состоянии надежд и ожиданий. Сегодня мы вполне готовы к тому, чтобы открыть самих себя себе и миру. Мы получили прививку конкурсами и поняли, что мы не хуже наших западных коллег. Нам есть, что показать". Директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирина Коробьина, бывшая куратором "Зодчества" прошлого года, а в этом году представившая совместный выставочный проект Министерства культуры РФ и Музея архитектуры "Памятникам авангарда быть!" рассказала об изменении государственного отношения к наследию: "Как человек, занимающийся проблемами советского архитектурного авангарда много лет, я могу сказать, что в последние годы активизировались и стали результативны усилия государственных структур. Министерство культуры участвует в фестивале впервые. А это означает, что вектор государственной политики повернулся в сторону защиты памятников архитектуры вообще и советского архитектурного авангарда в частности". Почетным гостем фестиваля стал президент Международного союза архитекторов Еса Мохамеде, который отметил: "Российской архитектуре и дизайну есть, что предложить миру". В один из дней он прочитал лекцию "Современная архитектура Малайзии".
Деловая программа фестиваля не оставила равнодушными ни профессионалов, ни простых посетителей. С лекциями и мастер-классами выступили Елена Гонсалес, Эдуард Кубенский, Николай Васильев, Михаил Шубенков, Ольга Сергеева, Антон Горяинов, Сергей Малахов, Евгения Репина и многие другие. В числе иностранных гостей присутствовали Филипп Мойзер (Германия), Робин Монотти (Италия), Ян Тесарж и Ондржей Бенеш (Чехия), Эльвира Муньос (Испания), Ева Магнисали (Великобритания). Среди важных событий нельзя не отметить презентацию программы бакалавриата Московской архитектурной школы МАРШ, стартующей в 2015 году, и спектакль "Победа над солнцем" - реконструкцию футуристической оперы Алексея Крученых, Михаила Матюшина и Казимира Малевича, поставленную театром музыки и драмы Стаса Намина.
Лекции и мастер-классы деловой программы проходили на трех площадках: на основной сцене, в конференц-зале и в пресс-центре. Отдельная сцена "Детское творчество" была занята мероприятиями для детей. Главным из них стала защита дипломных работ выпускного класса Детской школы искусств "СТАРТ". На стендах в Гостином дворе было представлено 44 участника. Фестиваль "Зодчество-2014", как обычно, собрал в центре предновогодней Москвы архитекторов и исследователей архитектуры, производителей материалов и девелоперов, представителей власти и простых горожан - одним словом, всех, кто неравнодушен к архитектуре и следит за ее развитием. Анна Слапиня для ARCHITIME.RU. |
||||||||||||
СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
|
||||||||||||
Контакты: По вопросам, связанным с фестивалем,
обращайтесь по телефонам: |
||||||||||||
Сайт фестиваля: zodchestvo.com |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||